Анна Сухова
Программа самообразования воспитателя ДОУ по теме «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Освоение и последующее применение гендерного подхода в процессе использования здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
ЗАДАЧИ:
• подобрать и систематизировать материал по работе с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей;
Публикация «Программа самообразования воспитателя ДОУ по теме „Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• формирование у родителей гендерной компетентности через привлечение их к организации оздоровительной работы с детьми с учетом гендерной принадлежности;
• знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
• создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• изучение современных методик по здоровьесбережению;
• повышение сопротивляемости защитных свойств организма за счет средств здоровьесберегающих технологий;
• создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную личность;
• формирование у детей и родителей осознанного отношения к здоровью.
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является особенно актуальной, так как с каждым годом ухудшается состояние здоровья детей. Современные медицинские исследования указывают, что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. В связи с этим, охрана и укрепление здоровья ребенка, его полноценное физическое и психологическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Утрачены традиции воспитания мальчиков и девочек. Демократизация отношений полов повлекла смешение их ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин. На этом фоне меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, мальчики принимают женский тип поведения. Современные исследования свидетельствуют о том, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В связи с этим, подходы к воспитанию мальчиков и девочек должны быть различными. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования поло- ролевого поведения ребенка. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Гендерный подход – это не деление детей на девочек и мальчиков, а учет их индивидуальных психофизиологических гендерных различий в процессе обучения и образования. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка.
В связи с этим, вопрос учёта пола ребёнка на физкультурных и общеобразовательных занятиях становится актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками, так как половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности.
Исходя из позиции единства духовного, физического и социального здоровья - главное в здоровьесберегающей практике – это погружение ребенка в особо организованное жизненное пространство, формирующее привычки здорового поведения, обеспечивающее комфортность пребывания ребенка в детском саду, семье, дворе и т. д., а также развитие деятельности, направленной на реализацию потребности в движении, которая изначально задана природой.
3. Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы.
№ Нормативная документация, программы, технологии
1. Общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы».
2. «Быть здоровыми хотим» М. Ю. Картушина. Москва 2004г.
3. «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева. Ростов – на – Дону 2005г.
4. «Спортивные праздники в детском саду» З. Ф. Аксенова. Москва 2003г.
5. «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» А. С. Сундукова М. : АРКТИ. 2010г.
6. «Парная гимнастика» Т. Э. Токарева. Издательство «Учитель» 2009г.
7. «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010г. №91 (далее - СанПиН)
8. «Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель» 2010г.
9. Л. Н. Волошина и др., Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников, Волгоград: Учитель, 2013 В течение учебного года
10. Бейсенбаева А. А., Шокыбаев Ж. А, Катпаева Л. М. «Здоровый образ жизни и воспитание молодого поколения» // Вестник «Педагогические науки» - 2013- № 4 –С. 114.
11. В. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
12. А. М. Сивцова. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – Методист, 2007;
13. А. А. Ошкина. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. СПБ., 2009
14. (Геодакян В. А.) Сост. и редактор Соколова Е. И. Два пола: зачем и почему? - СПб., 1992г.
15. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996
4. Разработка программно-методического обеспечения
№ Работа Сроки Практические выходы Отчет
1 Выбор темы
«Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий»
Сентябрь Повышение знаний, сбор материала Отчет о проделанной работе
2 Беседы о здоровье В течение года Учить детей охранять и укреплять свое здоровье Конспекты бесед
3 Гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики Ежедневно В целях укрепления организма
В качестве развития моторики Картотеки
4 Музыкотерапия, сказкотерапия В течение года Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность. Фотоотчет
5 Организация подвижных игр
Проведение физкультурных занятий (в течение года) Ежедневно Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения. Картотека п/и
(для девочек, для мальчиков)
6 Проведение динамических пауз, физкультминуток во время ООД В течении года В качестве профилактики утомления Картотека
7 Проведение релаксации В течение года В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы Фотоотчет
8 Проведение утренней гимнастики Каждый день В целях укрепления организма Фотоотчет
9 Проведение упражнений и игр направленных на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки В течение года В качестве профилактики нарушения правильной осанки и плоскостопия Комплексы игр (для девочек, для мальчиков)
10 Обобщение педагогического опыта по проблеме Май Отчет о проделанной работе
11 Распространение педагогического опыта по данной теме на международном образовательном портале MAAM.RU и персональном сайте В течение года Публикации на интернет-портале
Работа с родителями
1 Совместные мероприятия: физкультурное «Путешествие в Олимпию»; познавательные: «Шашечный турнир», «Страна шахмат»; досуговые: «Зимние игрища», «Техническая мастерская» «Богатырские забавы»; семейная гостинная: «Когда мы маме помогаем» и др. В течение года Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми; сформированность навыков организации различных форм взаимодействия с детьми используя рациональные методы и приёмы
2 Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Октябрь Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»
3 Консультация для родителей «Берегите глазки» Ноябрь Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
4 Консультация для родителей «Агрессивные дети» Январь Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
5 Консультация для родителей «Что такое подготовка к школе?» Февраль
6 «Условия здорового образа жизни в семье» Март Анкетирование родителей
7 Консультация для родителей «Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Апрель Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
8 Папки –передвижки «Здоровьесберегающи е технологии»», «В здоровом теле, здоровый дух», «Физическое развитие ребёнка, с чего начать?», «Оздоровительные мероприятия и их эффективность» В течение года Познакомить родителей с информацией по теме