лилия березина
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать +Заказ
Тема выступления:
"Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями"
Актуальность проблемы.
1. Увеличение числа школьников с трудностями в обучении;
2. Низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития;
3. Недостаточная произвольность поведения;
4. Эмоциональная неуравновешенность;
5. Сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми;
6. Слабо развитая речь и т. д.
Цель: формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями
Задачи:
Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
*формировать чувство принадлежности к своей семье, уважительное отношение к окружающим;
*развивать общение ребенка со взрослыми и сверстниками;
*формировать готовность ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
*способствовать усвоению социальных норм и правил, нравственному развитию ребенка;
*развивать целенаправленность и самостоятельность;
*формировать позитивные установки по отношению к труду и творчеству;
*формировать знания в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
*повышать уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развивать эмпатийную сферу (отзывчивость, сострадание).
Коммуникативная функция речи
Коммуникативная функция речи состоит в том, что речь является средством общения людей и «выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми»
* Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др.
* высказывании могут быть объединены сообщение и побуждение
*большое значение имеет интонация.
*формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога.
коммуникация
Речевое общение (умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, иметь высказываться и рассуждать)
Словарь (обогащать и активизировать словарь, уметь оперировать словарем, умение понимать смысл слов)
Грамматический строй речи (умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова, совершенствование структуры простого предложения)
Звуковая культура речи. (Совершенствование восприятия речи и речевого слуха, дикцию, развитие голосового аппарата)
Основные выводы:
Коммуникация является одной из важных образовательных областей, которая способствует реализации каждого из четырех направлений развития ребенка.
Коммуникация интегрирует со всеми другими образовательными областями, являясь ведущим звеном, исходя из своей значимости для всестороннего развития ребенка.
Развитие коммуникативной компетентности выступает одной из главных задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Методы логопедической работы
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение-это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические коммуникативные умения либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.
Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение-это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические коммуникативные умения либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.
Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация, кинофильмов, прослушивание записей на пластинках, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов. Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Картотека игрс целями задачами.
Воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Магазин», «Слепец и поводырь», «Вызов врача»;
*умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех»;
*умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»;
*развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка»;
*создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски».
Игры для развития коммуникативных качеств детей
«Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Что изменилось?», «Найди меня», «Путаница», «Звери на болоте», «Узнай, кто я», «Послушный мячик», «Подари движение», «Строим дом», «Клубочек».
Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений
«Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Диалог-шутка», «Игры-ситуации», «Подарки», «На балу у короля», «Позвони другу», «Колдун», «Изобрази пословицу», «Управляем роботом».
Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений.
«Вызов врача», «Слепец и поводырь», «Магазин игрушек», «Ищем клад», «Скульпторы», «Близнецы», «Пойми меня», «Скажи по-разному», «Разговор через стекло».
Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений
«Без маски», «Игра с масками», «Как ты себя чувствуешь», «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Астрологи», «Оживи маску».
Игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива.
«Услышь своё имя», «Гонка мячей», «На мостике», «Маленькое приведение», «Сороконожка», «Липучка», «Охота на тигра», «Ладонь в ладонь», «Дотронься…», «Улитка», «Выразительные движения», «Конкурс хвастунов»
Игровые упражнения на формирование навыков общения
Возьмите меня в игру», «Совет волшебников», «Тихо, громко, очень громко», «Придумываем и рисуем правила игры», «Что ты можешь предложить?», «Твой друг плачет», «Протяни другу руку», «Поссорились – помиримся». «Я хочу играть один» «Помогаю другу».
Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками
(«Кукольный театр», ролевые игры, инсценировки, игры – драматизации.)
Дидактические пособия
Цель данных пособий: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
* расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
* развитие и совершенствование грамматического строя речи;
* автоматизация звуков в речи;
* развитие зрительного гнозиса;
* учить устанавливать логические связи между предметами;
* развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
* развитие навыков связной речи;
* развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;
* развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
развитие мелкой моторики.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием воспитателей игры детей обогащаются эпидотами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче.
При систематической коррекционно-развивающей работе с использованием игр на развитие коммуникативной компетенции возможно достижение положительных результатов не только в речевом, но и в социально-коммуникативном развитии ребенка.
Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
Успешное преодоление речевого недоразвития в детском саду возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единстве требований, предъявляемым детям.
Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, специалистов, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определение порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы, намечаются взаимные посещения занятий с последующим анализом.
Важно, чтобы воспитатель и логопед решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы
Спасибо за внимание!