Папки-передвижки

Проект «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр» в старшей группе

Кубекова Ботагоз
Проект «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»

Подготовила :

Воспитатель старшей группы

Кубекова Б. Ж.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

Публикация «Проект „Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр“ в старшей группе» размещена в разделах

Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Развивающие игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Развивающие игры делятся на :

- игры с предметами

- настольно -печатные игры

- словесные игры

Развивающие игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы :

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Начиная работу по математике, я изучила эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которую я проводила индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Один из тестов помогает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я показывала ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

1. «Математический домик» - украшен цифрами

2. Домик для грамоты с буквами

3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

4. Игрушка – здесь можно играть

5. Сказочный домик – где живут сказки

Воспитатель спрашивает ребенка:

Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В пятом познакомиться с буквами и научиться читать. В каком домике тебе буде интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

Игры с цифрами и числами.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, такие как «Счетный домик», «Разноцветный счет», «Вершки и корешки», «Кто в домике живет», «Математическое домино», «Составь число», «Бусинки», книга «Счет».

Для лучшего запоминания цифр использую различные приемы:вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, рисование палочкой на снегу.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

1. Дидактическое пособие - книга «Счет до 10»

Задачи:

1. Совершенствование навыка счета в пределах 10-ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом, формирование понятий больше-меньше-равно.

2. Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;

3. Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);

4. Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательство рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

2 .Логико - математическая игра «Кто в домике живет?»

Цель игры: Формирование элементарных математических представлений детей.

Задачи:

1. Упражнять в порядковом счёте в различных направлениях.

2. Совершенствовать умение пересчитывать клеточки.

3. Закрепит знание детьми «соседей числа».

4. Развивать логическое мышление, умение классифицировать, память.

5. Учить детей следовать заданной словесной инструкции и выполнять действия соответственно этих указаний.

6. Воспитывать интерес к играм математического содержания

Варианты использования пособия:

- Сколько дверей в нашем домике? Это двери в подъезды. Сколько дверей?

Давайте посчитаем их.

- Сколько этажей? Давайте поднимемся на лифте на самый верх и посчитаем этажи.

- А теперь давайте пойдем в гости. Кто живет в 1 кв. на 5 этаже? Кто живет на 7 этаже в кв. №6?

-Какая птица живет во втором подъезде?

- Какие дом. животные живут на 8 этаже? Какой этаж находиться сверху и снизу?

- Кто живет в 5 подъезде?

- Кто живет в кв. справа от медвежонка?

- Кто живет сверху над рыбкой? Какой это этаж? Какая кв. ?

- Где живет зайчик?

- Кто живет в кв. слева от поросенка?

- Кто живет между улиткой и кротом?

- Сколько животных живет на 4 этаже?

-Почему жираф живет сразу в двух квартирах? И т. д.

Для детей старшего возраста

- Кто живет в 2 кв. на 7 этаже? Идем в гости. Два шага вправо, три шага вниз, два влево. В какую кв. мы попали? Кто в ней живет?

Игру может вести и ребенок после определенной практики. Детям очень нравиться играть самостоятельно. Игру можно упрощать и усложнять соответственно возрасту и уровню развития детей. Моделируйте вопросы и задания.

Предметные картинки можно вырезать и использовать как фишки. Ребёнок может самостоятельно расселять их по квартирам и передвигать соответственно заданию воспитателя.

Игры путешествие во времени

Для того чтобы дети лучше заполнили название дней недели, я сделала таких гномиков разного цвета.

Дидактическая игра «Неделя»  Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

формировать представление о неделе, как единице измерения времени;

уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;

развивать зрительное восприятие и память;

создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

— Сколько гномиков?

— Назовите цвета, в которые одеты гномики.

— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

- Теперь давайте поиграем. Зажмурьте глазки (убрать одного гномика). Ребята, что случилось? (один день недели пропал.) Назовите его.

Проверяем, называем все цвета по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю гномиков местами и предлагаю детям навести порядок.

А теперь вы должны ответить на вопросы:

— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

— День рождение у мамы в субботу, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника(1 день)

— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

— Что раньше среда или понедельник?

— Наше путешествие продолжается. (Раздать круги разного цвета соответствующие дням недели). Воспитатель читает задание, Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

— Первый день нашей недели, трудный день, он. (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня. (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас.? . (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

— весь почистили мы снег на четвертый день в. (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была. (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

— на шестой день папа не работал, потому что была. (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

— Я у брата попросил прощения на седьмой день в. (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Игры на ориентирование в пространстве

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева,справа, вверху,внизу, впереди, далеко,близко.

Использую такие игры, способствующие развитию пространственных ориентировок у детей : «Цветные ладошки», «Направо-налево», «Кто в домике живет»

Игра «Цветные ладошки»

Цельформирование элементарных математических представлений

Задачиразвивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

Игры с геометрическими фигурами

Для закреплений знаний о форме геометрических фигур предлагаю детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В своей работе использую дидактические игры и упражнения, такие игры как «Геометрическое лото», «Найди окошко для фигуры», «Сложи картинку», «Найди лишнюю фигуру».

Лэтбук «Матрешка»

Цель: повторение и закрепление пройденного материала по математике в игровой форме

Задачи:

1. совершенствовать знания детей о геометрических фигурах

2. закрепление счета в пределах 10

3. развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики

4. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу

Игры на логическое мышление

В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться элементы логического мышления. Существует множеств игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей,так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Танграмм», «Колумбово яйцо», задачи шутки, ребусы, математические сказки, логические задачки и т. д.

Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников формируют абстрактное логическое мышление, повышают интеллектуальный уровень, также способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр» в старшей группе
Опубликовано: 6 февраля 2020 в 19:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Кубекова Ботагоз (УИ 228555) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД