Елена Гулькова
Презентация «Методика проведения занятий по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика проведения занятий по физической культуре»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Капелька»
Образовательная область физическое развитие
«Методика проведения занятий по физической культуре»
Воспитатель: Гулькова Елена Александровна
2018 год
Основная цель:
Публикация «Презентация „Методика проведения занятий по физической культуре“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие.
Направления образовательной области «Физическое развитие» :
1/ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2/ Физическая культура.
Принципы образовательной области «Физическое развитие» :
1/ Научно – методические принципы :
принцип первенства физической (двигательной) активности
принцип своевременного начала физического воспитания
принцип целеполагания
игровой принцип
принцип интеграции
психосоматический принцип
принцип дозированной помощи
принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении
2/ Дидактические принципы:
систематичность и последовательность
развивающее обучение
доступность
воспитывающее обучение
учет индивидуальных и возрастных особенностей
сознательность и активность ребенка \
наглядность
3/ Специальные принципы:
непрерывность
последовательность наращивания тренирующих воздействий
цикличность
4/ Гигиенические принципы:
сбалансированность нагрузок
рациональность чередования деятельности и отдыха
возрастная адекватность
оздоровительная направленность всего образовательного процесса
осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания
Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы комфортные условия для ребёнка. К этому можно отнести не только наличие специального инвентаря, но и профессиональные знания, умения и навыки педагогов и инструктора по физическому развитию ДОУ.
Организация и проведение физкультурных занятий
Во всех возрастных группах ДОУ проводится по три занятия физической культуры в неделю : два в спортивном зале или групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.
В младшей группе занятие длится 15 мин.,
в средней – 20 мин. ,
в старшей – 25-30 мин. ,
в подготовительной – 30 мин.
Задачи
Оздоровительные – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям;
Образовательные – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры;
Воспитательные – решаются в процесе физкультурного занятия : воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т. п.).
Но для каждого возраста существуют и свои специфические задачи
В младших группах воспитатель и физорг должны направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве физкультурного зала и физкультурной площадки, приемам элементарной страховки;
правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.
В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.
В старшей группе у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку.
В подготовительной к школе группе (равно как и в первом классе) основной задачей педагога является создание условий для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности
АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть:
-корригирующая ходьба;
-различные виды ходьбы;
-построения и перестроения;
-повороты;
-различные виды бега;
-упражнения в равновесии
2. Основная часть:
Общеразвивающие упражнения с предметами и без них:
-ритмические упражнения;
-упражнения-имитации;
-упражнение- «азбука»;
-элементы йоги.
Основные виды движений:
-метание; -лазание; - прыжки; -равновесие; - подвижная игра.
3. Заключительная часть:
- различные виды ходьбы;
- упражнения на восстановление дыхания;
- малоподвижные развивающие игры;
- игры на РТВ (развитие творческого воображения);
- телесно-тренировочные упражнения;
- дыхательные упражнения с элементами йоги; -хоровод.
Содержание
В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого);
в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением;
В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением;
В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением.
Обязательной составляющей физкультурных занятий
Должна быть так называемая «оздоровительная компонента».
В ее содержание входит:
оздоровительный бег, или бег на выносливость;
циклические движения;
воздушные ванны и водные процедуры;
точный расчет нагрузок, чтобы дети занимались в аэробном режиме;
расслабляющие паузы;
специальные гимнастики (дыхательная, оздоровительные игры, корригирующие упражнения);
специально создаваемый эмоциональный фон, на котором проходит занятие, и моменты управляемого положительного всплеска.
Существуют различные подходы к классификации физкультурных занятий
При первом подходе их разделяют на три основные группы:
занятия, на которых дети обучаются определенным видам движений; занятия, на которых дети закрепляют полученные навыки,
и занятия, на которых дети совершенствуют качество движений.
При втором подходе выделяют обучающие, развивающие и оздоровительные занятия.
При третьем подходе выделяют две группы занятий :
так называемые «традиционные» и «нетрадиционные».
Все эти классификации очень условны, но тем не менее определение вида физкультурного занятия по преобладающим целям позволяет правильно подобрать соответствующую методику его организации.
Формы и организации детей
Различаются:
Разучивание сложных движений, требующих страховки, проводится строго индивидуально, более легких — по подгруппам.
В содержание фронтальных занятий включаются только те движения и упражнения, которые освоены всеми детьми.
Организация индивидуального обучения не означает, что другие дети в это время ничем не заняты.
При этой форме обучения занятие также проводится со всеми детьми.
Сначала организуются традиционные разминка и бег, короткий отдых, а затем один из взрослых, по очереди подзывая детей к себе, обучает их новому движению (например, вращение обруча).
Остальные дети в это время с другим взрослым отрабатывают технику знакомого движения (например, метание мяча в горизонтальную цель).
Игры и заключительная часть занятия проводятся со всеми детьми одновременно.
Обычно при такой форме обучения педагог может в течение одного занятия обучить новому движению не более 5-6 детей. Остальных детей постепенно обучают по такому же принципу на последующих занятиях. Такой подход к обучению детей основным движениям позволяет его индивидуализировать, сохранить доверительность в отношениях с ребенком, не выставлять напоказ перед другими детьми его слабые возможности.
В результате у детей повышается интерес к занятиям физкультурой, желание добиваться хороших результатов, а главное — они очень привязываются к взрослым, и те становятся для них чрезвычайно авторитетными.
Когда движение будет «поставлено» у всех детей, форма организации обучения меняется.
После вводной части дети разделяются на две подгруппы.
Одна подгруппа с педагогом закрепляет полученные представления о новом движении, повторяя его несколько раз, а другая подгруппа совершенствует хорошо знакомые движения.
Затем подгруппы меняются местами.
Важное указание: на подгруппы дети должны разделиться сами, воспитателю в этот процесс вмешиваться не стоит.
Чтобы подгруппы были равны по количеству, можно использовать флажки разного цвета. Например, те, кто сначала хочет упражняться в прыжках в длину, берут красные флажки, а кто хочет лазать по шведской стенке — желтый.
По выбору детей можно судить об их реакции на новое движение и соответственно принять правильное педагогическое решение. Обычно на выбор детей влияет неуверенность в своих возможностях, когда упражнение кажется им трудным.
Тогда они не спешат взять красный флажок. Дети, уверенные в своих возможностях (а иногда и излишне самоуверенные, сразу выбирают новое движение.
На фронтальных занятиях хорошо зарекомендовал себя поточный метод выполнения упражнений, когда дети поочередно подходят к снаряду и выполняют задание.
В содержание такого занятия могут быть включены несколько видов хорошо знакомых движений.
На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
Формирование интереса к двигательной деятельности
Потребность в движениях свойственна маленькому ребёнку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким - либо из них - промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом, уверенно чувствовать себя в воде и т. д.
Спасибо за внимание!