Бородай Ольга
Презентация дополнительной образовательной программы «Приключения кота Белобока или экономика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
дополнительной общеобразовательной – общеразвивающей программы
«социально-педагогической» направленности
«Приключения кота Белобока или экономика для малышей»
1 слайд: Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию программу социально-педагогической направленности «Приключения кота Белобока или экономика для малышей», которую планирую реализовать в этом году в детском саду №1 и школах №1, №6 нашего города.
Публикация «Презентация дополнительной образовательной программы „Приключения кота Белобока или экономика для малышей“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и мл. школьного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях.
2 слайд: С какого же возраста, стоит начинать обучение детей финансовой грамотности?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой. Уже с 6–7 лет они проявляют активность и просят у мам и пап первые карманные деньги, хотят сами расплачиваться в магазинах.
Походы с ребенком в магазин, на рынок или в банк могут стать хорошей практикой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомится в ходе изучения программы.
3 слайд: Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
4 слайд: Актуальность и новизна программы : Весь курс написан в форме детской сказки с красочными наглядными иллюстрациями, рассказывающей о приключениях кота Белобока, который благодаря знаниям и труду превратился из котенка-ленивца в успешного, рассудительного и мудрого кота-предпринимателя.
Как родился образ кота Белобока?
Материал образовательного курса программы нужно было «упаковать» в легкий для детского восприятия формат. Сказка о приключениях домашнего кота Белобока и его лесных друзей оказалась наиболее удачным решением.
Для детей очень понятен и привлекателен образ главного героя сказочных сюжетов – кота Белобока. По своему опыту могу сказать, что как только появляется какой либо персонаж из сказки, в данной ситуации: черно-белый котик, дети сразу понимают, что начинается занятие по финансовой грамотности. Дети с удовольствием будут слушать истории про кота, «путешествовать» вместе с ним и играть.
5 слайд: Как же анимированный персонаж помогает детям воспринимать материал?
Дошкольному возрасту свойственно образное восприятие окружающего мира. Поэтому основной акцент при изучении курса программы был сделан на применении наглядных образов, схем, картинок. Это позволяет детям легче усвоить содержание основных экономических понятий и правил поведения в мире финансов.
В процессе обучения будем обсуждать с детьми прочитанные книги, выполнять игровые задания, рисовать, мастерить поделки.
Ребята будут отгадывать загадки, составлять описательные рассказы, смотреть мультфильмы, выполнять упражнения в тетради экономических заданий. (6 слайд)
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта для рационального поведения в сфере экономики.
7 слайд: Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
8 слайд: Цель программы : формирование у обучающихся первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений.
9 слайд: Задачи:
сформировать первичные экономические понятия;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
10 слайд: В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы и дети младших классов, возраст 6-9 лет. Программа рассчитана на 72 часа. /2раза в неделю по 2ч. /
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность – 40 минут.
11 слайд: Программа построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.
1-й концентр – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
2-й концентр – дополнительные модули («Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет», развивающие представления обучающихся по основным темам курса через различные виды деятельности:
– непосредственно образовательная деятельность;
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– конструирование из разного материала;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.
12 слайд: Содержание учебно-тематического плана:
1. Введение (1 час) (входная диагностика).
2. Базовый модуль «финансовая азбука» (23 часа)
Раздел 1. Потребности (4 часа)
Результаты изучения раздела «Потребности»
Первичное понимание экономических терминов : «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Умения:
– определять основные потребности человека;
– определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
– различать материальные и нематериальные потребности;
– выбирать необходимые для жизни предметы;
– соотносить собственные желания и возможности.
Компетенции:
– определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;
– выбирать предметы в различных условиях;
– регулировать потребности в соответствии с возможностями.
- РАЗДЕЛ 2. ТРУД (5 часов)
Результаты изучения раздела «Труд»
Первичное понимание экономических терминов : «труд», «профессия», «продукт труда».
Умения:
– определять продукт труда;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
Компетенции:
– понимать значимость труда для человека.
- РАЗДЕЛ 3. ТОВАР (5 часов)
Результаты изучения раздела «Товар»
Первичное понимание экономических терминов : «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа».
– Осознание взаимосвязи понятий «труд–товар–потребности».
Первоначальные экономические умения :
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– выбирать товар в соответствии с ценой и качеством;
– делать покупки.
- РАЗДЕЛ 4. ДЕНЬГИ (4 часа)
Результаты изучения раздела «Деньги»
Первичное понимание экономических терминов : «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Умения:
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– умение пользоваться деньгами;
– умение разумно расходовать деньги.
- РАЗДЕЛ 5. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ (5 часов)
Результаты изучения раздела «Семейный бюджет»
Первичное понимание экономических терминов : «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование», «экономика семьи».
Умения:
– объяснять структуру семейного бюджета;
– размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;
– решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
Компетенции:
– понимать потребности и возможности семьи;
– разумно расходовать деньги;
– понимать необходимость экономии семейного бюджета;
– уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО БАЗОВОМУ МОДУЛЮ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (1 час)
(Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука»).
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД» (15 часов)
Результаты изучения модуля
Понимание значения экономических категорий : «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».
Умения:
– осознанно использовать в речи слова: «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия»;
– соотносить свои желания со своими возможностями;
– определять продукт труда;
– размышлять, высказывать своё мнение о значимости труда людей разных профессий;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ» (15 часов)
Результаты изучения модуля
Понимание значения экономических понятий : «деньги», «товарообмен», «монета», «банкнота», «банк», «заработная плата», «валюта», «номинал», «размен» «сдача», «наличные деньги», «электронные деньги», «пластиковая карта», «тратить», «одолжить», «сохранить», «магазин», «товар», «цена», «качество», «список покупок», «торговый центр», «универмаг», «супермаркет», «производство», «вклад», «кредит», «Центральный банк».
Умения:
– использовать в речи понятия «банкнота» и «монета» как словесные обозначения основных форм денег;
– определять ситуации, в которых возможно воспользоваться наличными и электронными деньгами;
– рационально размышлять о ценности тех или иных товаров, имея представление об их цене, качестве и необходимости для семьи;
– соотносить свои желания / стремления с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах;
– различать ситуации, требующие обращения в магазин, банк, сервисные учреждения, работающие по принципу товарно-денежного обмена.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» (15 часов)
Результаты изучения модуля:
Понимание значения экономических категорий : «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».
Умения:
– осознанно использовать в речи слова: «семейный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование»;
– рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
– размышлять, высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики;
– посредством математических действий решать экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
7. ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ (2 часа)
(Диагностика по итогам изучения курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»).
13 слайд: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. В результате освоения Программы у дошкольников будут сформированы следующие компетенции:
1. Сформировано экономическое мышление и здоровый интерес к деньгам.
2. Дети владеют элементарными экономическими понятиями.
3. Умеют решать простейшие экономические задачи.
4. Сформировано логическое мышлеление, наблюдательность, словарный запас, умение делать умозаключения.
5. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (как результат труда людей)
14 слайд: и понятия:
– Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации. Диагностика проводится на первом, заключительном занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в программе отведено 4 часа.
Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выполнения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности как отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.
15 слайд: Формы аттестации (контроля)
• Чтение и инсценирование сказок;
• Занимательные и проблемные задания;
• Игры, конкурсы, викторины;
• Моделирование и анализ элементарных социально – экономических ситуаций;
• Экскурсии.
16 слайд: Спасибо за внимание!