Татьяна Зверева
Презентация для воспитателей «Игры для мальчиков, игры для девочек» на занятии Образовательного клуба
▼ Скачать + Заказать документы
С недавних пор актуальной стала тема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Мы тоже в нашем ДОУ не обошли эту тему стороной и в этом году одна из годовых задач детского сада и Образовательного клуба посвящена этой проблеме. Конечно, самое первое - это изучили психологические особенности мальчиков и девочек, потом занялись созданием развивающей среды путем проведения конкурса на лучшее создание среды в соответствии с гендерным подходом. Скоро пройдет конкурс на лучшую игру по гендерному воспитанию. Нам, женщинам, трудно придумать игру для мальчиков, потому что, конечно же, ближе и понятней нам игры "девчоночьи", но мы стараемся. Эта презентация еще раз доказала важность этой работы.
Публикация «Презентация для воспитателей „Игры для мальчиков, игры для девочек“ на занятии Образовательного клуба» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Текст к презентации "Игры для мальчиков. игры для девочек"
1 СЛАЙД: ТИТУЛЬНЫЙ
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении ДОУ России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек.
Тема гендерного подхода в воспитании детей очень актуальна в современном обществе.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол с искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Общество дошло до такого состояния в этом вопросе, что пора начинать заново строить здоровые отношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. Пора возвращаться к своим истокам.
И теперь перед образованием стоит задача повысить и обобщить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей, формирования половой идентичности мальчиков и девочек. Сегодня мы поговорим об играх для мальчиков и играх для девочек, которые помогут детям дошкольного возраста в правильной половой идентификации.
2 СЛАЙД: ПОНЯТИЕ О ГЕНДЕРНОМ И ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ
О гендерном воспитании в настоящее время говорят много и с интересом, но при этом не все знают, что кроется за данным словосочетанием. На самом деле, все достаточно просто: это воспитание в соответствии с особенностями пола ребенка, которое направлено на привитие умения правильного отношения к себе и представителям противоположного пола. То есть задача такого подхода - сделать из мальчика настоящего мужчину, а из девочки - женщину, которые в будущем смогут создать крепкую семью (а не аномальную).
Полоролевое воспитание предусматривает воспитание детей в соответствии с его биологическим полом. Полоролевое воспитание было присуще до тех пор, пока женщины не стали осваивать более мужские профессии и не стали требовать равноправия. В этих своих достижениях мужчины проиграли и устранились от многих вещей, присущих им, а женщины стали забывать о своем предназначении и стали занимать лидирующее положение в семье.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них отзывчивости, умение прийти на помощь, взять на себя главную роль и ответственность в семье.
В современных условиях надо развить и воспитать у мальчиков и девочек качества, которые присуще им традиционно, а так же такие, которые помогут им реализоваться как личностям.
3 СЛАЙД: Проблемы, влияющие на формирование правильной полоролевой идентификации
Как вы думаете, от чего зависит социально типичное для пола поведение?
( Ответ: социально типичное для пола поведение определяется в большей мере воспитанием, чем генетическими факторами)
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Проблемы, влияющие на неправильное формирование половой идентичности:
• большой процент разводов в обществе, преобладание неполных семей;
• главенствующая роль матери в семье;
• пассивное участие мужчин в воспитании детей;
• отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.
• программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
• низкий процент мужчин-педагогов;
• преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
• построение педпроцесса без учета гендерных особенностей.
• отсутствие в работе с детьми у педагогов полоориентированных обращений
• отсутствие полоролевых маркеров в окружающей среде
4 СЛАЙД: Особенности игр мальчиков и девочек
Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором.
Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами.
В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (к будущим женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (к будущим мужчинам) - у девочек.
Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов.
5 СЛАЙД: Развивающая среда с учетом гендерного подхода
Большого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игровая, умственная, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов.
Вместе с тем отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий.
ПОЧЕМУ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Оказывается, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Они больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами и наборов для игр с правилами на ловкость, меткость и др. К тому же игрушки для девочек создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. В современных условиях нужно больше внимания уделить мальчикам.
6 СЛАЙД: Маркеры гендерных различий
Ну и еще одна немаловажная вещь, которая дает каждому ребенку возможность многократного подтверждения того, что она – это девочка, а он – это мальчик – маркеры гендерных различий в предметно-пространственной среде группы.
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и ДОУ существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений педагогики м психологии.
7 СЛАЙД: Игры, в процессе которых девочки воспроизводят модель поведения женщины-матери:
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы и женские профессии, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.
8 СЛАЙД Ролевые атрибуты для девочек
Игрушки для девочек – это те игрушки, которые помогают им реализовать свои потребности в соответствии с психологическими особенностями. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, игрушек небольшого размера
9 СЛАЙД Игры, в которых мальчики имеют возможность проиграть мужскую модель поведения:
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия.
По-видимому, половая сегрегация, которая свойственна дошкольникам, более жёстко соблюдается как гендерная норма у мальчиков. «Девчоночьи» игры для мальчиков более неприемлемы, чем «мальчишечьи» для девочек, что является следствием маскулинной культуры.
10 СЛАЙД Ролевые атрибуты для мальчиков
Игрушки для мальчиков – это те игрушки, которые помогают им реализовать свои потребности в соответствии с психологическими особенностями
Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели».
11 СЛАЙД: Игры с ролями для мальчиков и для девочек
12 СЛАЙД Универсальные игрушки для мальчиков и девочек
13 СЛАЙД Игры в центре музыки
Репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей
14 СЛАЙД: Игры в двигательном центре
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.
Цель и задачи занятий формулируются также с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений.
У девочек и мальчиков есть свои пристрастия к предметам для двигательной активности. Это можно увидеть на слайде.
15 СЛАЙД Игры в центре творчества
Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки.
Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты и многие другие «красивые» вещи.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
16 СЛАЙД: Заключение
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.
А суть — это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.
17 СЛАЙД: Спасибо за внимание!