Мария Чегодайкина
Консультация для родителей «Готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Презентация для родителей «Готовность к школе»
Слайд 2
Готовность к школе
Слайд 3
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В. А. Сухомлинский
Слайд 4
Публикация «Консультация для родителей „Готовность детей к школе“» размещена в разделах
«портрет» идеального первоклассника» Желание учиться. Хорошее здоровье. Развитая моторика, хороший уровень развития познавательных процессов. Стремление к общению, развитая волевая сфера.
Слайд 5
Готовность ребёнка к школе Готовность к обучению в школе рассматривают как комплексную характеристику ребенка, при которой раскрываются все уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Слайд 6
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов: Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст. Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная. Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения.
Слайд 7
Физиологическая готовность ребёнка к школе Этот аспект означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Слайд 8
С поступлением в школу : игровая деятельность сменяется учебной, учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, возникают отношения «ученик-учитель», дома к ребенку относятся по – другому, как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности, права, в классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться. ЭТО ТРЕБУЕТ ОТ РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ.
Слайд 9
Психологическая готовность ребёнка к школе Личностно-социальная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность Составляющие психологической готовности :
Слайд 10
Умение общаться со сверстниками. Умение участвовать в групповом взаимодействии, действовать совместно с другими, учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умение отстаивать свое мнение, уступать при необходимости. Умение чувствовать разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Личностная и социальная готовность У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и т. д. Состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.
Слайд 12
Интеллектуальная готовность к школе означает : Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе 15-20 минут); Возможность логического и механического запоминания; Сформированность мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы); Наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; Развитие тонких движений руки и зрительно-моторной координации.
Слайд 14
Мотивационная готовность Рассказывать о своих школьных годах, вспоминайте смешные и поучительные случаи. Читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Можно устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей. Игры в школу.
Слайд 15
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает : Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Возможность длительное время выполнять не очень интересное задание. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение регулировать свое поведение, эмоции. Развитию волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, т. к они побуждают длительное время сосредотачиваться на задании. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Слайд 16
К 6 – 7 годам ребенку необходимо знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о месте их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; ему следует уметь различать домашних и диких животных Ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. .
Слайд 17
Упражнения для развития мышления: с кладывать мозаику без помощи взрослого, н азови одним словом; о пределять последовательность событий, что было сначала, а что – потом; загадки; з акончи предложение (Река широкая, а ручей ….); ч етвертый лишний; о пределять несоответствия в рисунках.
Слайд 18
Мышление «Что лишнее?»
Слайд 19
Внимание Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и т. д. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Слайд 20
Память Запоминание 10-12 картинок. Рассказывание по памяти стихотворения. скороговорки, пословицы, сказки и т. п. Пересказ текста из 4-5 предложений
Слайд 21
Мелкая моторика Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не заходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Слайд 22
Развитие речи
Слайд 23
Математика. Цифры от 0 до 10 Прямой счет от 1 до 10 и обратный от 10 до 1 Арифметические знаки: ”+”, ”-”, ”=” Деление круга, квадрата на две (четыре) равные части Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за, между и. т. п.
Слайд 24
Психологически готовый ребенок к школе : Личностно – социальная готовность Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Мотивационная готовность Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Эмоционально – волевая готовность Умеет контролировать эмоции и поведение
Слайд 25
Здоро вье Память Мышле ние Внимние Зрительно-моторная Координа ция Речь, кругозор Желание быть школьни ком Самостоятельность Самоорганизация Умение общаться Готовность ребенка к школе
Слайд 26
Проблемные ситуации: Ситуация 1. Петя неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. - Как он будет учиться в школе? -Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы? Решение Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Слайд 27
Ситуация 2. Дима - мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, несобран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело? -Может быть, житейская самостоятельность и учебная - разные явления? Решение Да, эти явления разные. Самостоятельные действия ребенка начинают проявляться рано. Уже в 3 года ребё нок заявляет: "Я сам!" Родители должны поддерживать попытки самостоятельности. Научить ребенка обслуживать себя, организовывать свое время в рамках возрастных возможностей. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать. ", проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему"). В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.
Слайд 28
Ситуация 3. Дима - в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалят, выполняют все его желания и капризы. У Димы сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. - Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Димы в школьном классе. Решение Попадая в коллектив класса, Дима столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Диме будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители, воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.
Слайд 29
Ситуация 4. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу. - С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? - Что необходимо предпринять? Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.
Слайд 30
Ситуация 5. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т. д. Многим просто не хватает внимания. - Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни? Решение В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т. д. Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
Слайд 31
А теперь поговорим о часто встречающихся безобидных родительских поведениях, которые приводят к детскому неврозу. 1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником.» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.) 2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником.» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.) 3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.) 4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.) 5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)
Слайд 32
Готовность родителей : Все время поддерживать ребёнка. Научиться сопереживать с ребёнком тяжелые моменты. Удержаться от замечаний и претензий. Относиться к ребёнку крайне деликатно. Много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед. Относиться с уважением к педагогу. Все сложности ребёнок сможет преодолеть достаточно быстро и легко.
Слайд 33
Детей учит то, что их окружает. - Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать. - Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. - Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким. - Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. - Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым. - Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. - Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать. - Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости. - Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить. - Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь Любите ребёнка просто так, ни за что. Любите потому, что он есть, что он ваш ребёнок.
Слайд 34
Спасибо за внимание!