Ольга Чистякова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Тема: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Публикация «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё в 20 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки-белобоки»и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока- белобока», «Коза рогатая» и др.
Простые движения рук помогают улучшить произношение многих звуков, а значит- развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев, помогайте ребёнку координированно и ловко ими манипулировать.
Обращайте внимание на овладение ребёнком простыми но в то же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Каждое занятие имеет своё название, проводится в течении нескольких минут, два – три раза в день.
«Моя семья».
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывают весь кулачок.
«Шалун».
Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала,
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертим пальцем круг на ладошке. На следующие четыре строчки загибаем пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки, пальцами другой руки берём мизинчик и слегка покачиваем.
«Веер».
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер,
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
«Зайчик - кольцо».
Прыгнул заинька с крылечка,
И в траве нашёл колечко.
А колечко не простое,
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.