Эльвира Коваль
Деятельность воспитателя, курирующего воспитанника, проживающего в социальной квартире
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность педагога, курирующего воспитанника в социальной квартире.
Воспитатель: Коваль Э. В.
В группе 10 человек, из них 9 детей проживали в социальной квартире. Одной девочке еще 14 лет, поэтому в эксперименте она не участвует.
В зависимости от возраста некоторые дети проживали в квартире уже несколько раз, другие были только однократно.
Мои задачи, как педагога курирующего детей такие:
-установление доверительных отношений с воспитанником;
- побуждение воспитанника к проявлению собственной активности и самостоятельности;
- создание позитивного настроя в общении и деятельности;
Публикация «Деятельность воспитателя, курирующего воспитанника, проживающего в социальной квартире» размещена в разделах
- укрепление у ребенка веры в собственные силы;
- поддержка в преодолении затруднений;
-повышение адаптивных возможностей;
Перед заселением ребенка в социальную квартиру проводят необходимые инструктажи, выдают деньги и ключи. Далее в работу включается педагог.
1. Мы переносим в квартиру необходимые вещи для проживания (личная одежда, школьные принадлежности и гигиенические). Раскладываем их в личной комнате.
2. Далее мы совместно с ребенком планируем траты денежных средств и покупку продуктов.
В первую очередь покупаются: крупы, соль, сахар, чай, мука, полуфабрикаты, овощи, курица, яйца.
Остаток средств планируется на оставшиеся дни с таким расчетом, чтобы докупать хлеб, молочные продукты, сладости к чаю.
3. В расчете на имеющиеся продукты составляем примерное меню на ближайшие дни, далее оно корректируется и зависит от расходов проживающего и вкусовых предпочтений ребенка.
Одна из проблем, общая для всех детей – это траты на деликатесы, продукты в ярких упаковках, и как результат – нехватка денег на конец проживания.
4. Первый обед и ужин готовим вместе. Чаще всего – это макароны с курицей, щи или борщ.
Основная цель при обучении детей готовить – научить их основам правильного и экономичного питания. То есть, воспитанники должны научиться готовить супы, сытное второе блюдо. Уметь выбирать для этого продукты по доступным ценам. Для чего это нужно? Для того, что бы будучи студентами, они могли планировать свою стипендию.
При приготовлении пищи мы закрепляем знания об особенностях обработки и приготовления продуктов. Дети учатся рассчитывать соотношение продукта, воды, специй. Учатся обращаться с электроплитой: регулировать температуру при изготовлении блюда.
Самые популярные у воспитанников рецепты – это отварная греча и макароны, жареная курица, салаты из свежих овощей, выпечка блинов, жареная картошка. По мере дальнейшего проживания рецепты блюд усложняются и совершенствуются. Этой зимой мы попробовали испечь в духовке печенье и пирог – шарлотку.
Показателем умения детей служит званый ужин в конце пребывания в квартире, на котором ребенок демонстрирует умения в самостоятельном приготовлении пищи, сервировке стола и уборке помещения, что служит показателем сумеет ли он в будущем организовать праздничный ужин для своей семьи.
5. В процессе проживания закрепляем с ребенком хозяйственные навыки: стирка белья, мытье посуды, уборка помещений.
6. В квартире автоматическая стиральная машина, поэтому стирка в удовольствие. Закрепляем правила замачивания белья, раздельную стирку цветного и белого белья, режим деликатной стирки.
Выявились такие трудности на начальном этапе проживания: мальчики смешивают белье по цвету, превышают температуру стирки, слабо владеют навыком глажки белья. То есть над формированием этих умений я продолжаю работу.
7. Закрепляем с детьми правила уборки кухонного помещения: мытье посуды, мебели, уход за приборами.
8. Также воспитанники совершенствуют свои навыки в уборке помещений: мытье пола, уборка пыли, порядок в шкафах.
В социальной квартире санитарно-гигиенические навыки не исполняются, как в группе по режиму, а встроены в повседневную жизнь. Дети понимают, что использованную посуду за них там не вымоют, уборку не сделают. Так дети на практике закрепляют свои навыки.
Помимо формирования хозяйственно – бытовых навыков я по мере возможности оказываю воспитанникам педагогическую и психологическую поддержку, предоставляю информацию по интересующим вопросам, по решению жизненных проблем. Временная удаленность ребенка от коллектива способствует доверительным беседам наедине.
Как педагог, работающий углубленно по теме «Воспитание будущего семьянина» я хотела бы отметить плюсы пребывания ребенка в социальной квартире – это индивидуальное обучение по формированию социальных навыков для самостоятельной жизни. Пространство группы не может обеспечить в полной мере отработки многих навыков ввиду отсутствия бытовых приборов, недостаточности кухонных приборов, нахождения в группе большинства детей.
Конечно, хозяйственно-бытовые навыки очень важны, но помимо них мы учим детей самоорганизации и саморегуляции. Ребенок должен научиться вставать утром самостоятельно, собраться в школу, а вечером приготовить домашнее задание. Это умение в будущем должно помочь при подъеме на работу или в другое учебное заведение.
9. Хотелось бы отметить разницу в степени контроля и вовлеченности в проживание у отдельных воспитанников.
Ира. Отличница, дополнительно посещает художественную школу, подготовительные курсы при ВТУЗе. Умеет планировать траты, владеет хозяйственными навыками в полной мере, грамотно распределяет свое время. С Ирой было достаточно провести первый день, далее она полностью справилась сама.
Минусы в результате: использует для питания много консервированных продуктов: творожки, йогурты, карбонаты.
Поэтому в период следующего проживания с Ирой будет проводится работа по пропаганде здорового питания.
Ира. Учится в 9 классе коррекции. Теоритически подкована, но на практике нуждается в помощи и поддержке по любому вопросу. Боится проявить самостоятельность, боится находиться вне группы. С Ирой пришлось планировать дни пошагово, постоянно нуждалась в присутствии взрослого. Первые три дня мы предложили Ире проводить вечера в группе, затем она адаптировалась. Первое проживание Иры в социальной квартире выявило проблемы:
-не может самостоятельно встать;
-не умеет организовать свой досуг;
- коммуникативные проблемы (в магазине боялась озвучить свои просьбы);
Поэтому следующее проживание Иры отдельно потребует проработки технологии сопровождения. Будем планировать ежедневный план действий, возможно, даже почасовой. Для Иры это должно послужить, как опорным конспектом, руководством к действию.
Паша. Закончил 9 классов. Учащийся ПУ №28. В социальную квартиру заселяется не первый раз. Требует контроля, так как не умеет распределять свое время. Может долго играть в компьютерные игры, забыть о подготовке уроков. Предпочитает полуфабрикаты, ленится готовить полноценное блюдо. Недостаточно сформированы умения по уходу за одеждой и обувью.
Дальнейшая работа будет направлена на развитие:
- навыка самоорганизации;
-навыка готовить не сложные блюда;
-повторения культурно-гигиенических правил;
Задачи на дальнейший период проживания:
- совершенствование хозяйственно-бытовых навыков;
- развитие навыка саморегуляции и самоорганизации;
-обучение взаимодействию с общественными учреждениями;
-укрепление здоровья воспитанников;
Таким образом, в соответствии с уровнем подготовленности детей, наличием у них умений и навыков, планируются дальнейшие мероприятия, направленные на подготовку к самостоятельной жизни и они индивидуальны в каждом конкретном случае.
Благодарю за внимание.