Ольга Исаченко
Арт-терапия в работе с молодыми родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия в работе с молодыми родителями
«Картина может выразить то, что не
выразит и тысяча слов» - восточная мудрость.
Каждый ребенок неповторим, но умение предъявить свою уникальность у детей еще не сформировано. Чаще всего детям мешают застенчивость, неконтактность, повышенная агрессивность, тревожность. На сегодня этот вопрос очень актуален, т. к. количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы неуклонно возрастает. Дети и родители в большинстве своем не умеют общаться. Современный темп жизни, с каждым годом увеличивает эмоциональный разрыв между родителями и детьми, а общение сводится к решению проблем, обеспечению материальными ценностями. И как следствие, появляется все больше детей дошкольного возраста с эмоционально-поведенческими нарушениями, что затрудняет общение ребенка, отрицательно влияет на формирование познавательной сферы, служит препятствием в дальнейшем при освоении школьной программы.
Публикация «Арт-терапия в работе с молодыми родителями» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В поиске эффективных методов, способствующих улучшению психоэмоционального самочувствия дошкольников, я остановила свой выбор на методе арт-терапии, как наиболее мягком и значимом в вопросе сохранения здоровья детей. АРТ-терапия – методика, которая предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать любую ситуацию, проблему наиболее удобным способом для психики ребенка – через рисунок. Существует прямая связь между творчеством и умением адаптироваться. Человек креативный, творческий, всегда найдет решение в любой ситуации, т. е. адаптируется к новым условиям.
Наша «взрослая» жизнь слишком серьезна и тороплива, мы рано перестаем играть и остаемся не наигравшимися. В методах арт-терапии мы попадаем в игру - комфортное и безопасное состояние. В этом случае радостно можем себе сказать: «Я могу быть другим»!
Арт-терапия – одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. В сфере образования используется как «арт-метод» или «метод творческого самовыражения».
Цель арт-терапии – не научить рисовать, а помочь справиться с проблемами, которые вызывают запредельные эмоции, дать им выход в творчестве и тем самым обеспечить подготовку ребенка к благополучной адаптации в макросоциальной среде.
Задачи арт-терапии :
1. Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
2. Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.
3. Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Важное правило для педагога, в использовании данного метода, – обеспечив безопасные условия, не вмешиваться в процесс, не вносить поправки, не давать оценку, только принятие и поддержка. Ребенок же в свою очередь, не боится испачкаться, выйти за рамки листа (нарушить традиционные барьеры активности, получает свободу выбора и удовольствие от процесса. Возможны в ходе рисования такие вопросы: «Что бы ты изменил? Что произойдет дальше?».
С какими же детьми рекомендуется проводить работу, используя арт-метод :
тревожными;
агрессивными;
сверхактивными;
замкнутыми;
необщительными;
в период кризисных состояний;
имеющими невротические и эмоциональные расстройства;
имеющими неадекватную самооценку.
Наиболее сензитивный возраст для использования арт-терапевтических методик - 5-7 лет, но возможно и с 4 лет.
Виды арт-терапии :
Танцетерапия;
песочная терапия;
изотерапия;
музыкотерапия;
библиотерапия;
сказкатерапия;
и др.
Во все времена, у всех народов - музыка, танец, рисование, театр, рукоделие являлись средством исцеления души. Американская художница и педагог Эдит Крамер писала: «Искусство само по себе обладает целительным действием».
В нашем детском саду я организовала работу «Веселой мастерской». Раз в месяц подбирается группа родителей, дети которых имеют определенные трудности в развитии, взаимоотношениях. Участники получают пригласительные. В ходе работы, родители с детьми не только увлеченно пробуют себя в различных видах творчества, но и получают заряд положительных эмоций, так как программа занятий включает в себя игры - тренинги, для создания позитивных детско-родительских взаимоотношений. Желающие получили брошюры: «Сказкотерапия», «Роспись по камешкам». Каждая встреча заканчивается чаепитием, во время которого участники делятся впечатлениями и просто душевно общаются. Отзывы участников, посетивших «Веселую мастерскую», носили только положительный характер. На вопрос «Что понравилось?» были получены ответы: идея и организация, сам процесс творчества, позитивный характер мероприятия, дружеская и непринужденная обстановка, совместная работа с ребенком, рассказывать сказки, рисовать всем вместе, понравилось все. У всех возникло желание в будущем участвовать в подобных мероприятиях.
В практике моей работы особенно популярны среди детей и родителей и результативны следующие техники: пластилиновая живопись на стекле, монотипия, роспись по камешкам, рисование пальчиками и ладошкой, сказкотерапия.
(пластилиновая (роспись на камешках) (рисование ладошками)
живопись)
В совместной работе с родителями и детьми, получилось:
Сблизить творческих, креативных молодых родителей для совместного творчества с детьми.
Развить умения конструктивного общения между взрослыми и детьми.
Помочь ребенку выразить свое внутреннее состояние, показать настроение и отношение к происходящему.
Подарить положительные эмоции и радость общения всем участникам мастерской.
Творчество продлевает жизнь и делает нас счастливыми! Так творите и будьте счастливы!
Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».
В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
• устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
• у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
• воспитывается чувство коллективизма;
• отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
• на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
• создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
• стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
• формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;
• идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
• уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!