Щепелина Ольга Васильевна
Активные методы совместной работы педагогов и родителями как залог успешной коррекции ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Активные методы совместной работы педагогов и родителей как залог успешной коррекции ТНР
ФАЙЛ №1
В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют 60% от всех детей дошкольного возраста. Сегодня мы поговорим о детях с ТНР (тяж. наруш. речи) о детях, которые нуждаются в специальном образовании и психолого-педагогическом сопровождении.
ФАЙЛ № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР
Публикация «Активные методы совместной работы педагогов и родителями как залог успешной коррекции ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Дети с ТНР – это дети с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития, заикание, ринолалия. Такой ребенок не может освоить стандартную общеобразовательную программу. Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекция ТНР всегда длительна, требует участия команды специалистов. Поскольку диагноз связан с поражениями головного мозга, то таким детям необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра, медикаментозное лечение. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед проводит коррекцию звукопроизношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.
Вот такой ребенок, девочка с Заключением от Ирбитского ПМПК с рекомендацией – обучение по АООП ДО для обучающихся с ТНР поступила в наш д. с. 5 лет назад, в данный момент она, довольно успешно, учится во 2 классе.
ФАЙЛ № 3
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1. Виду того, что ребенок испытывал трудности при освоении ООП ДО, коллегиальным решением ППК детского сада родителям ребенка было рекомендовано пройти ПМПК г. Ирбита для уточнения Образовательной программы.
2. ПМПК выдало Заключение о наличии особенностей развития ребенка и Рекомендации по предоставлению специальных условий. В заключении ПМПК были определены:
Уровень образования – дошкольный; специальные методы обучения, специальные учебные пособия, организация пространства - в соответствии с ФГОС; и прописана ОП - АООП ДО для обучающихся с ТНР.
В Заключении было прописано Направление коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда, то над чем должны работать эти специалисты.
3. Родители написали заявление о согласии на обучение ребенка по АООП
4. Далее была проводена обьемная работа: рабочая группа разработала АООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Примерной АООП детей с ТНР, с учетом «Комплексной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой. Составлен ИОМ (учитель-логопед); педагог-психолог, муз. рук-ль, инструктор по ФИЗО - Программы сопровождения. Утверждена Сетка занятий (2 индивидуальных занятия в неделю с каждым специалистом).
5. Проведена работа по обогащению ППРС (кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, физкультурный и музыкальный залы, групповая комната);
6. Проведены консультации с родителями (познакомили с АООП, ИОМ, П. сопровождения специалистов. (под роспись «ознакомлена, согласна»).
7. Все педагоги прошли КПК с получением Удостоверения «Работа с детьми с ОВЗ»
ФАЙЛ № 4
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ используемая в процессе работы представлена на слайде.
ФАЙЛ № 5
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ребенка с ТНР представлены на слайде.
ФАЙЛ № 6
НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В задачах работы учителя - логопеда и педагога - психолога прослеживается взаимодействие коррекционно - образовательного процесса по основным направлениям работы: диагностическое, коррекционно -развивающее, информационно-консультативное.
ФАЙЛ № 7
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ТНР
Для решения задач воспитания и развития ребенка с ТНР необходимо обеспечить единство в работе всего педагогического коллектива. На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества и взаимодействия всех педагогов учреждения и родителей.
ФАЙЛ № 8
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
На слайде представлена деятельность специалистов психолого- педагогического сопровождения.
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает Программу сопровождения;
• проводит индивидуальные коррекционные занятия;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов и родителей;
Учитель-логопед:
• проводит диагностику речи;
• составляет ИОМ ребенка;
• проводит индивидуальные коррекционные занятия;
• и консультации для педагогов и родителей;
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание ребенка, учитывая его инд. особенности;
• разрабатывает Программу сопровождения ребенка;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики.
Инструктор по ФИЗО
• осуществляет укрепление здоровья ребенка;
• разрабатывает Программу сопровождения ребенка;
• совершенствует психомоторные способности ребенка
ФАЙЛ № 9
Воспитатель:
• реализует АООП по всем 5 ОО
Семья
• выполняет рекомендации специалистов.
Администрация
• составляет локальные акты;
• консультирует участников воспитательно-образовательного процесса;
• заключает договора на обучение по АООП ДО;
• контроль за реализацией АООП специалистами и педагогами.
ФАЙЛ № 10
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Для достижения положительной динамики развития ребенка с ТНР необходимо активное участие родителей. Это обязанность родителей, закрепленная законодательством РФ. Как донести до родителей нужную педагогическую информацию? Как заинтересовать их в совместной работе? Используются традиционные и нетрадиционные формы работы.
Основная задача - убедить ребенка и его родителей в том, что для исправления речевых нарушения нужны совместные усилия. Развитие средств массовой информации (телефоны, планшеты) очень сократило общение друг с другом во многих семьях, но даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере не могут заменить общения родителей со своими детьми. Общение остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
ФАЙЛ № 11-14
ФОТО
В работе с детьми с ТНР используются традиционные методы обучения: практические, наглядные игровые и словесные. Практические (моделирование, упражнения на развитие психических процессов – память, внимание, речь, на развитие мелкой и крупной моторики, на улучшение зрительно-моторной координации, наглядные (наблюдение, презентации,) игровые (дидактические игры, словесные (рассказ, пересказ ребенком беседа, объяснение, педагогическая оценка). Один из эффективнных методов в работе с детьми с ТНР - это развитие межполушарного взаимодействия (или кинезиология). Логоритмика – речевые игры и упражнений в сочетании с ритмической основой под музыкальное сопровождение. Задача воспитателей, специалистов и родителей — помочь детям с ТНР понять, что они не одиноки, они могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений.
ФАЙЛ № 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вокруг ребенка с ТНР совместными усилиями педагогов и родителей создается единое коррекционное пространство. Тесная связь педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, муз. руководителя и инструктора по ФИЗО возможна только при условии совместного планирования работы, четкого распределения задач коррекционно-образовательного процесса.
Использование активных методов совместной работы и комплексного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей является залогом успешной коррекции обучающихся с ТНР.
ФАЙЛ № 16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!