Ирина Богданова
Конспект занятия «Превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, твердая, газообразная.
• Исследовать вместе с детьми влияние тепла и холода на воду, подготовить цепочку логических рассуждений, переходящих к следующей теме: вода – природный растворитель.
• Уточнить и расширить знания у детей о круговороте воды в природе.
Развивающие задачи:
• Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.
• Развивать у детей следующие психические процессы: восприятие, память, мышление.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Публикация «Конспект занятия „Превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2014
• Развивать и поощрять навыки коллективной исследовательской деятельности.
• Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде.
Словарная работа: эксперимент; лабораторная работа; состояния воды: жидкое, твердое, газообразное; испарение; круговорот воды в природе, экология.
Предварительная работа: беседы о воде, непосредственно-образовательная деятельность по знакомству со свойствами воды, наблюдения за водой в режимные моменты и на прогулках, чтение рассказов и стихов, разучивание песен о воде.
Работа с родителями: рекомендация посетить с детьми «Музей воды», в частности – экскурсию «Вселенная воды».
Оборудование и материалы: карточки-эмблемы со снежинками и капельками, карточки для зарисовки мнемотаблицы, карточки для мини-игры «Где спряталась вода», кусочки льда, зеркало, электрический чайник, диск «Моцарт для малышей», лимонный сироп, оборудование для проведения опытов.
Ход НОД
Воспитатель читает детям стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
В ручейке волною льется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться,
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, где они встречали воду в природе, предлагает карточки и проводит мини-игру «Где спряталась вода». На карточках изображены река, море, дождь, арык в пустыне, колодец, облака, снежные сугробы, снегопад, сосульки на крыше, айсберг, родник.
Вывод: в окружающей среде вода широко представлена в самых разных своих формах и видах.
Воспитатель предлагает детям решить проблемную задачу:
Однажды научная экспедиция отправилась на Северный полюс. Для приготовления еды, питья и умывания необходима вода. Но рассчитать необходимое количество ее сложно, и везти такие запасы – тяжело. Как поступить ученым в такой ситуации? Что бы предложили вы? Что вы знаете о Северном полюсе? (см. конспекты «Разнообразие мира родной природы» и «Животные Арктических широт»)
Воспитатель: эту задачу мы легко решим, если исследуем свойства воды.
Опыт № 1
Предлагаем детям кусочки льда. Определяем его свойства: прозрачный, холодный, твердый, крепкий. Заострить внимание детей на том, что лед принял определенную форму и сохраняет ее (используется заранее заготовленный детьми лед, замороженный в формочках). Обратить внимание детей, что в теплом помещении лед быстро утрачивает свои свойства и превращается в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что эта вода получилась из наших ледышек. Поставленная задача успешно решена: воду можно получить изо льда и снега.
Опыт № 2
Свойства воды. На столах перед детьми стоят прозрачные емкости с чистой кипяченой водой. Дети исследуют воду, называя ее свойства: она прозрачная, жидкая, мокрая, не имеет вкуса, запаха, цвета. Воспитатель добавляет в стаканы лимонный сироп, дети наблюдают, как плотный сироп опускается в стаканы, размешивают палочками жидкость, пробуют ее на вкус. Констатация изменения цвета, запаха и вкуса полученного напитка. Вода принимает запах, цвет, вкус и химический состав вещества, растворенного в ней.
Воспитатель говорит с детьми о том, что так мы поступаем в быту, когда готовим чай, варим бульон и супы, разводим удобрения для комнатных растений и т. д. Но есть и вредные аспекты таких свойств воды, например, загрязнение рек и ручьев отходами человеческой деятельности и промышленности. Загрязненная река становится непригодной для питья, купания, в ней не могут жить рыбы и другие животные. Объяснить детям значение слова «экология», рассказать о том, как экологи сохраняют природные ресурсы.
Физкультминутка
(Дети выполняют вместе с воспитателем действия по тексту)
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Нагибайся, не зевай,
Воду с пола вытирай.
Повернулись, посмотрели,
Вправо-влево поглядели.
В небе туча над селом,
Раздается страшный гром,
Мы присели и сидим,
Из-под зонтиков глядим.
Опыт № 3
Превращение воды в газообразное состояние. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лед и снег – это не единственная форма, в которую может превращаться вода. При замерзании она становится твердой или рыхлой (как снег, в обычном состоянии она течет и льется, а что происходит с нашей водой, если ее нагреть? Вопрос к детям: случалось ли им наблюдать, как нагревают воду? Где они это видели? Воспитатель включает электрический чайник на безопасном от детей расстоянии. Что вы видите? Шум закипающей воды, из носика поднимается пар. Этот пар едва заметный, но не совсем прозрачный: он белый, он легко растворяется в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей, что пар – очень горячий и им можно серьезно обжечься, если пренебрегать правилами безопасности. Из чего же состоит этот пар и откуда он берется? Воспитатель подносит к пару сухое зеркало – дети наблюдают, как на поверхности зеркала остаются капли конденсированной воды, поверхность зеркала стала влажной. Часть закипевшей воды становится паром и поднимается вверх через носик чайника.
Воспитатель поясняет детям, что то же самое происходит в природе: крошечные капельки воды, испаряясь, поднимаются в воздух и там соединяются. Так получаются облака. Кто же нагревает воду в природе? Солнечное тепло способствует испарению. Когда капельки воды становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде осадков. Как мы называем эту воду, которая падает с неба? А бывает ли дождь зимой? А если слишком холодно для снега с дождем, то все капли успевают замерзнуть, превращаются в снежинки – и идет снег, метель, снегопад, вьюга.
Итог занятия:
Давайте вспомним, где вода встречается нам в жидком состоянии. Дети называют реки, озера, моря, лужицы, колодцы, родники. Где мы встречаем воду в твердом состоянии? Варианты ответа: лед на реке и на дорогах, снег, сосульки, айсберги, холодильник, лед в стаканах с напитками летом. Где мы встречаем воду в газообразном состоянии? Туман над рекой, пар из чайника, пар от горячей воды, облака в небе.
Работа с мнемотаблицами
Воспитатель предлагает детям зарисовать в карточках различные состояния воды: твердое, жидкое и газообразное.
Заключительная часть занятия
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – чудо-вода.
Воспитатель проводит с детьми игру «Три состояния воды». Звучит музыка (диск «Моцарт для малышей», композиция «Вдоль по реке»). Воспитатель предлагает детям взять по выбору карточку со снежинкой или с капелькой. Сейчас мы с вами превратимся в воду, мы в газообразном состоянии, мы весело резвимся в воздухе, разлетаемся, бегаем свободно, как легкие капельки пара. Мы поднимаемся вверх и образуем облака: снежинки образуют свое снежное облако, а капельки становятся дождинками и образуют свое, дождевое облако. Снежинки становятся близко друг к другу, как будто им холодно. Они замерзают и становятся плотными кусочками льда красивой вырезной формы, а затем медленно падают на землю. Снежинки кружатся, а на земле остаются все вместе – образуется снежные сугробы. И замерли! Воспитатель набрасывает на группу снежинок легкую ткань.
Капельки выпадают на землю в виде дождя. Они летят стремительно, не кружась, потому что они тяжелее снежинок. На земле капельки не остаются лежать, они сливаются в ручеек и убегают к реке. Дети-капельки берутся за руки цепочкой – и ручеек бежит по залу.
Занятие окончено.