Елена Денисенко
Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Предлоги (служебные слова) помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений. При нормальном развитии речи предлоги появляются после всех знаменательных частей речи. Их появлению предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всего появляются предлоги в их первичном значении – обозначении пространственных отношений, которые с развитием речи все больше и больше детализируются. Затем предлоги начинают употребляться в других значениях: времени, цели, причины и т. д.
Публикация «Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
У детей с общим недоразвитием речи имеется период, в течение которого все предлоги опускаются. В дальнейшем они появляются при недостаточно развитом глагольном управлении. Особенно трудно усваиваются значения предлогов цели, времени, отношения к объектам. Поэтому дети долго могут то опускать предлог, то употреблять его. Например, предлог в может быть усвоен в значении «внутри» (в ящике, в кармане и т. д.). Однако ребенок может сказать: «Хочу играть прятки», так как этот предлог еще не усвоен в другом значении, т. е. в структуре предложения сохраняется порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами – налицо резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.
Особенно большую трудность для детей с общим недоразвитием речи представляют инвертированные и пассивные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объективными, локативными, атрибутивными, в трудностях организации семантической структуры высказывания, на поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами.
Таким образом, необходима тщательная и систематизированная коррекционная работа по формированию предложных конструкций.
По нашим наблюдениям, слишком ранняя логопедическая работа, направленная на вычленение предлога из словосочетания как самостоятельной единицы речи, ведет к большой путанице значений предлогов. Это можно исправить длительными занятиями, опираясь на естественный процесс их усвоения детьми. На ранних этапах логопедической работы целесообразна такая методика обучения, при которой внимание детей направляется на правильное употребление падежных окончаний. Логопед во всех предложных конструкциях должен подводить ребенка к употреблению предлога по аналогии, неоднократно задавая вопросы типа: на чем? в чем? под чем? У кого? И т. д. С этой же целью можно давать двустишия для заучивания, в которых предлог попадает в размер стиха, что способствует его лучшему вычленению и запоминанию. Если на этом этапе работы вместо предлога дети начинают произносить гласные А, А или двугубный В («а тале»- на столе, «а туле» - на стуле, «у камани» - в кармане и т. д., то это уже говорит о начале усвоения предлога.
Только после того, как будет достаточно развито глагольное управление, можно начинать работу непосредственно по вычленению предлога из словесного состава речи. Так как дети с нарушениями речи часто воспринимают его как часть слова, то игры предлагаемые им на занятиях для усвоения предлогов, должны быть организованны так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что он, хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово; замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие предметов.
Предлагается изучать предлоги в следующей последовательности: В. НА, К, ПОД, НАД, У,С,СО, ПО, ДО, ЗА, БЕЗ, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.
Первыми составляются конструкции с предлогами «НА», «ПОД», обозначающими место действия, т. к. они являются обиходными и легко моделируются.
В связи с тем, что детям с ОНР легче строить предложения с наглядной опорой, целесообразен следующий порядок работы формирования падежных конструкций.
1. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально и в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает детям образец высказывания логопеда.
2. Составление словосочетаний и предложений по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца высказывания логопеда.
3. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по самостоятельному действию ребенка. Логопед дает поручение ребенку, тот его выполняет, составляя предложение о своем действии, используя изучаемый предлог.
4. Составление словосочетаний и предложений с предлогами с наглядной опорой в виде предметов, картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними.
5. Составление словосочетаний и предложений с предлогами со словами, предложенными логопедом.
На каждом занятии полезно использовать наглядный материал, помогающий контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышающий их активность.
Например, на занятии по теме «Предлог НА» дети составляют предложение по фронтальному (общему для всех) наглядному материалу, разбирают рассказ, картинки к которому выставлены на доске. Как проверить, все ли усвоили материал, все ли могут правильно составить предложения с предлогом «НА» по незнакомой картинке, для всех ли понятны пространственные отношения, выраженные предлогом «НА»?
Для этого на заключительном этапе занятия каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом «НА». И логопед, тратя на данном этапе занятия три-четыре минуты, сможет проконтролировать эффективность своей работы и безошибочно определить не усвоивших тему.
Таким образом, наличие четкой системы коррекционной работы и тщательный контроль над усвоением знаний способствует освоению детьми с ОНР правильной системы предложных конструкций.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников». М., 1973г.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» СПб, 2001г.
3. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». М. 1996г.
4. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». СПб., 2000г.
5. Яцель О. С. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». М., 2006г.
6. Ткаченко Т. А. «В первый раз - в первый класс» СПб., 1999г.