Ольга Сматрова
На службе ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Системно – деятельностный подход как средство повышения качества образования»
Сматрова Ольга Андреевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
п. Усть- Абакан, р-н Усть- Абаканский
р. Хакасия.
Современный педагог – не тот,
кто учит, а тот, кто понимает
и чувствует, как ребёнок учится,
как проходит его становление.
И. В. Гёте
Темочки:
Система дошкольного образования сегодня стремительно меняется в сторону качественного роста. Требования к подготовке выпускников ДОУ изменились в соответствии с изменениями в обществе, направленных на ускорение темпов развития. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится, что основные задачи воспитательно-образовательного процесса сегодня – это не вооружение дошкольника фиксированным набором знаний, а сформирование у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию. Это процесс развития личности, обретения духовно- нравственного опыта и социальной компетентности.
В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия деятельности дошкольника их возрасту и индивидуальным особенностям.
Акцентируя внимание на способности использовать полученные знания, компетентностный подход не отрицает значения знаний. Под ключевыми компетентностями, применительно к дошкольному образованию понимается, способность детей самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Возникает необходимость в развитии компетенций.
Информационная компетентность – это готовность дошкольника самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в микрогруппах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать свою мысль. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата продукта деятельности.
Системно – деятельностный подход способствует формированию этих ключевых компетентностей. Воспитательно - образовательный процесс - это процесс деятельности дошкольника, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Он обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития детей в системе воспитательно-образовательного процесса;
- активную учебно-познавательную деятельность ребенка;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации;
воспитательно - образовательной деятельности и сотрудничества в достижении целей
личностного, социального и познавательного развития ребенка;
- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических
особенностей детей, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
-разнообразие индивидуальных траекторий и индивидуального развития каждого дошкольника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно- деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения новых компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому воспитателю необходимо овладевать педагогическими
технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения и воспитания»,
профессор Л. Г. Петерсон. (Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Народная мудрость)
Эта технология субъективно ориентирована на организацию и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Она предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Принципы деятельностного подхода:
• принцип субъектности воспитания;
• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
• принцип учета сензитивных периодов развития;
• принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
• принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
• принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
• принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
• принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
• принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Данная технология - это система, нацеленная на результат.
Мотивация - подробное действие - затруднение реализация -проекта самоконтроль –самооценка.
Структура занятия : создание проблемной ситуации - целевая установка – мотивирование к деятельности (надо - хочу- могу) – проектирование решения проблемной ситуации- выполнение действий (заданий) – анализ результатов деятельности – подведение итогов.
Формулирование темы (формулируют учащиеся)
Постановка целей и задач (формулируют дети, определяя границы знания-незнания)
Планирование (дошкольники работают по намеченному маршруту (групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля (осуществляют дети)
Оценивание (дети участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог (проводится рефлексия)
«Золотые правила» деятельностного подхода:
• подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• учи анализировать каждый этап работы;
• критикуя, стимулируй активность ребенка.
Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности.
• Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У. Уорд
Использованная литература.
1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. –М. :ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход к обучению (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». –М. :ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока
по дидактической системе деятельностного метода. –Москва, 2006 г.
4. Шубина Т. И. Деятельностный метод. https://festival.1september.ru/articles/527236