Светлана Кондратюк
Преемственность ДОУ и школы
▼ Скачать + Заказать документы
«…Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В. А. Сухомлинский
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. По мнению Доктора психологических наук Леонида Абрамовича Венгера - Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Именно это выделяют главной задачей Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Публикация «Преемственность ДОУ и школы» размещена в разделах
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе. Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т. е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Выделяют следующие Задачи преемственности детского сада и школы
-Развитие у ребенка любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи, коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
- Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
Задачи:
- укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Цели преемственности детского сада и школы :
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив.
Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Что же такое – психологическая готовность?
Под этим понятием подразумевают необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Психологическая готовность – это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Психологическая готовность включает в себя
- Личностно-социальную готовность
- Интеллектуальную готовность
-Мотивационную готовность
- Эмоционально - волевую готовность
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
• В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
• Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными;
• Был тревожным и имел низкую самооценку;
• Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
• Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Для того, чтобы ребенок был готов у обучению в школе и необходимо взаимодействие детского сада и школы.
Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:
• высокопрофессиональные специалисты;
• специально организованная развивающая среда;
• методическое обеспечение;
сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Формы осуществления преемственности
Работа с детьми
экскурсии в школу;
посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с педагогами
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер-классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
- способность действовать по образцу;
- умение слушать и выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника» :
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
-эмоционально-отзывчивый
По определению доктора психологических наук Бориса Даниловича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить свой доклад хочу совами Василия Александровича Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"