Альбина Петрова
Преемственность дошкольного и школьного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием успешного обучения детей в начальной школе (и в дальнейшем обучении) является предшкольная подготовка. [4, с. 39]. Дошкольные учреждения на определенном уровне готовят детей к школе, но в результате отсутствия единых правил этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40 % из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70 % первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность [3, с. 12].
Публикация «Преемственность дошкольного и школьного образования» размещена в разделах
Предшкольное образование является одним из элементов системы непрерывного образования, которое находится на стыке образования дошкольного и начального школьного. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями, такие как: Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, а также законы Российской Федерации - Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании».
Для предшкольного образования важными являются следующие документальные положения:
• конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья;
• получение гуманистического по своему характеру образования;
• бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка;
• способность системы образования адаптироваться к уровню и особенностям развития детей [6, с. 6].
В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется основание личностной культуры, которое в дальнейшем позволяет ребенку успешно усвоить любые специальные научные дисциплины [7, с. 11].
Идея предшкольного обучения рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создание условий для получения образования максимально большим количеством детей.
Сегодня предшкольная подготовка проводится в подготовительной группе детского сада, и ставит свой акцент на предметную подготовку (чтение, письмо, счёт, психологическую (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, усидчивости, логопедическую (развитие речи, общую (развитие кругозора). Однако физическая подготовка носит маловыраженный характер и это несмотря на общую тенденцию ослабления здоровья детей. Снижена значимость эстетической подготовки (рисование, лепка, музыка). Происходит уменьшение внимания к миру детской игры. Особенно печально констатировать тот факт, что родители сегодня в силу разных обстоятельств, мало включены в содержательный процесс подготовки к школе их детей [1,с. 19-20].
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность (включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей).
2. Интеллектуальная готовность (этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний).
3. Социально-психологическая готовность (компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем).
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических подходов.
В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, при этом преемственность между детским садом и школой, способствует более эффективному обучению дошкольников.
Использование современных образовательных технологий, разнообразие методов и приемов в предшкольной подготовке способствуют стабильному повышению результатов освоение программы и развитию воспитанников в системе предшкольного образования.
В дошкольных группах при МОБУ «Пекшиксолинская основная общеобразовательная школа» в рамках подготовки детей к школьному обучению ведется предшкольная подготовка детей начиная со старшей группы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,В. В. Гербовой,Т. С. Комаровой.
С 2012-2013 учебного года начальное звено МОБУ «Пекшиксолинская основная общеобразовательная школа» перешло на обучение по образовательной системе «Школа 2100», в связи с этим в дошкольных группах парциально включаются компоненты программы «Детский сад 2100».(Программа «Детский сад 2100» разработана авторским коллективом А. А. Леонтьев, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, М. В. Корепанова, О. А. Степанова, О. В. Чиндилова,и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100».) [14].
Большое внимание уделяется развитию зрительного, слухового восприятия,внимания, играм и игровым упражнениям, на расширение словарного запаса, развитие активной речи детей, а также развитию общей (на музыкальных и физкультурных занятиях) и мелкой моторики рук, (рисование, лепка, аппликация).
По предшкольной подготовке разработаны и проводятся следующие мероприятия:
1. Экскурсии детей подготовительной группы по школе, библиотеке.
2. Школа будущего первоклассника, мониторинг готовности детей к обучению в школе.
3. Сюжетно ролевые игры.
4. Всероссийские и республиканские конкурсы
5. Работа с родителями.
6. Взаимопосещения педагогов занятий и уроков.
7. Анализ школьной успеваемости выпускников дошкольных групп разных лет.
Рассмотрим их подробнее:
1. В начале учебного года мы с детьми подготовительной группы идем на экскурсию в школу, где ребят знакомят коллективом школы, проводят по классам, библиотеке, школьники рассказывают об истории школы.
Ежегодно с библиотекой сельского поселения составляется совместный план работы и в течении года дошкольники, посещают мероприятия (проводимые в библиотеке) и участвуют в литературно- музыкальных композициях, просмотре видеослайдов, «Час знакомства», «Час веселых стихов» и др. Библиотекарь знакомит детей с новыми красочными книгами и прививает им любовь к чтению, родному языку и культуре.
2. С октября по апрель при МОБУ «Пекшиксолинская основная общеобразовательная школа» проводится «Школа будущего первоклассника», которую посещают все дети подготовительной группы. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся учителем начальных классов в игровой форме, но в отличии от занятий в дошкольной группе, проходят за партами,
Ежегодно в конце учебного года проводится мониторинг готовности детей подготовительной группы к обучению в школе :
Учебные
годы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
2009-2010 72% 28% --
2010-2011 72% 28% --
2011-2012 76% 24% --
3. В дошкольных группах организованы специальные зоны для сюжетно ролевых игр «Школа», «1 сентября», «Уроки», для того, чтобы дети испытывали меньший дискомфорт при переходе в школу. Играя ребята «примеряют на себя» роли учителей, учеников, родителей учеников, завуча и даже директора школы, что помогает им в дальнейшем легче принять школьные требования и осваивать программу.
4. Воспитнанники дошкольных групп участвуют в разных районных, республиканских и российских мероприятиях и конкурсах. Например, республиканский -в рамках Марша парков-2013 «Медвежонок и его друзья», российский-конкурс «Еж», районный –«Пеледше тукым».
На базе дошкольных групп был проведен районный семинар «Школа творческой личности» по теме: «Детское декорирование». В интересной сказочной форме прошли занятия с детьми старшей и подготовительной группы по технике: «Декупаж», «Квилинг», «Ошибана»
5. Работа с родителями будущих первоклассников начинается в сентябре с проведения первого родительского собрания по теме : «Психофизические особенности детей седьмого года жизни». Далее проводится круглый стол с родителями - «Преемственность дошкольной группы и школы по подготовке детей к школьному обучению», где воспитатели делятся опытом по проведению занятий, а учитель начальных классов дает свои рекомендации. В конце учебного года (в мае) - заключительное родительское собрание по теме : «Знакомство с программой и требованиями начальной школы».
В течении всего года проводятся индивидуальные беседы, консультации для родителей, у которых возникают вопросы по предшольной подготовке.
6. В рамках преемственности стало традицией дошкольных групп и школы проводить взаимопосещения уроков воспитателями, занятий и самостоятельной деятельности в подготовительной группе учителями начальных классов. Был организован круглый стол на тему: «Будущий первоклассник. Какой он?», где педагоги делились опытом работы, выявляли положительные моменты и проблемы.
7. Не остается без внимания и дальнейшая судьба выпускников дошкольной группы, проводится сбор данных об их успеваемости.
Успеваемость детей в МОБУ «Пекшиксолинская основная общеобразовательная школа» за первое полугодие (1- 4 классы)
1 класс
Количество обучающихся Освоил программу Не освоил программу
10 10 --
2-4 классы
Классы Количество обучающихся Количество учащихся
на 4-5 % успеваемости учащихся
2класс 5 5 100
3 класс 2 1 100
4класс 3 2 100
Таким образом, дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап качественных приобретений во всех сферах развития ребенка: опыт творческого участия в разнообразной деятельности составит основу содержательной жизни маленького школьника. Познавательные способности и активность дошкольника станут первоосновой для формирования теоретического мышления, умения общаться со взрослыми и сверстниками, позволят перейти к учебному сотрудничеству. В результате планомерной и последовательной работы ребенок придет в школу, имея ценный опыт разнообразных самостоятельных действий.
В заключении хочется сказать: задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в области дошкольного образования.
1.6. Литература:
1. Агапова И. Ю., Чеховская В. Б. Подготовка детей к школе // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19 – 20.
2. Безруких, М. М. Готов ли ребёнок к школе? / М. М. Безруких. – М. : Вентана-Граф,2002 – 215с.
3. Бунтова А. В., Кузнецова Е. Б. Предшкольная подготовка и ее роль в формировании личности младшего школьника // Начальная школа - 2008. - №6. – с. 12 -14.
4. Веденеева И. М, Хохлова Л. И Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная школа плюс До и После - № 04, 2010, с. 39-42
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. : Академический проект, 2000. – 168 с.
6. Конституция Российской Федерации. - М. : Эксмо, 2012. - 32 с. - (Законы и кодексы).
7. Корепанова М. В Приоритеты дошкольного детства, или Какое обучение нужно сегодняшнему дошкольнику? // Начальная школа плюс До и После. - № 05, 2003, с. 11–13
8. Луньков А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. 2-е изд. - М., 2005. – 125 с.