Анастасия Замотаева
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования» размещена в разделах
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.
В современном мире всё больше внимания уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания и образования, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышение уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования не только повлекли за собой пересмотр давно сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, но и позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образовательное пространство.
Сегодня технология обучения дошла до такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от его возраста. Поэтому сейчас практических работников дошкольных учреждений и начальной школы волнует не столько проблема "чему учить и зачем учить" (то есть целей и содержания обучения, сколько "как учить" (то есть методов и средств).
Что же такое преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения? Прежде всего преемственность между указанными звеньями следует рассматривать как одно из условий непрерывного образования ребенка.
В этом смысле преемственность есть, во-первых определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построения единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации).
Такое понимание преемственности обеспечивает:
на дошкольной ступени - сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования дошкольного периода;
на начальной ступени - опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе - с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). На первое место выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т. е. сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Выделяются две линии связи детских садов и школ:
тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы;
непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели должны знакомятся с содержанием и спецификой учебно - воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя будут получать представление о содержании воспитательно - образовательной работы, осуществляемой в детском саду, для того чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между педагогическими коллективами ДОУ и школ разнообразны:
совместное обсуждение и изучение программ детского сада и 1 класса, глубокое осмысление их преемственности;
ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Я надеюсь, что совместные действия воспитателей и учителей помогут предупредить и преодолеть проблемы адаптации у учащихся при переходе на новую ступень обучения и сохранить их здоровье и эмоциональное благополучие.
Осуществление преемственности между дошкольной группой и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.
Таким образом, можно сделать один главный вывод из выше сказанного, что преемственность дошкольного и начального образования - это одно из важных условий непрерывного образования.
Список литературы:
1. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/310700/
2. Лехнер Н. А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005 г. Омск.
3. Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 74-78