Алексей Алексеевич Токарев
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 1)» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема единого образовательного пространства, в частности на этапе перехода от дошкольного к школьному звену, в настоящее время обретает особую актуальность. Это связано с развитием новых подходов к образованию, где в первую очередь учитываются факторы развития личности, растет понимание необходимости формирования готовности детей к новому образу жизни, смене основного вида деятельности, расширению познавательных, личностных и социальных горизонтов.
К данной проблеме обращались такие исследователи как Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, В. Байденко, Э. Зеер, И. Зимняя, А. Маркова, В. Афанасьев, В. Беспалько, П. Пидкасистый и мн. др.
В то же время внедрение принципов преемственности в образовательный процесс на практике зачастую означает узконаправленное «натаскивание» детей на предметные задачи – письмо, счет, логика и т. д. Между тем, по выводам многих исследователей, таких как В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин, Е. Г. Нестерова, Т. А. Ерахтина, А. П. Сманцер, И. И. Гончарова, Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько и других, приоритетным направлением в вопросе преемственности выступает личностный аспект и возможность формирования психологической готовности ребенка к перемене образа жизни и основного вида деятельности.
В работах, посвященных изучению преемственности ДОУ и начальной школы, выявлены некоторые особенности ее осуществления, адекватные специфике содержания воспитательно-образовательной работы и своеобразию психического развития детей 6-7 лет (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Ерахтина, Р. А. Должикова, В. Т. Кудрявцев, В. Я. Лыкова, Т. С. Комарова и др.).
Цель исследования: рассмотреть особенности проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования.
Задачи исследования:
- проанализировать особенности и сущностные аспекты проблемы дошкольно-школьной преемственности;
- рассмотреть теоретические подходы к осмыслению проблемы преемственности в образовании;
- проанализировать эмпирические подходы к исследованию возможностей формирования преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования на примере уже внедренных в систему образования экспериментальных программ соответствующей направленности.
Методологическую основу исследования составил теоретико-методологический анализ источников по проблеме исследования.
В рамках данного исследования были проанализированы результаты апробирования программы В. В. Давыдова и В. Т. Кудрявцева, разработанной в рамках специальной проектно-исследовательской работы по созданию соответствующей модели преемственности.