Эсмира Михралиева
Проект для старшей группы «Коллекции детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
в подготовительной группе
«КОЛЛЕКЦИИ ДЕТЕЙ»
Воспитатель высшей
квалификационной категории Шпагина О. В.
Воспитатель высшей
квалификационной категории Смирнова Ю. А.
г. Дубна
2018 год.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Участники проекта :
• Дети старшей группы
• Воспитатели
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
• Родители воспитанников.
Тип проекта : познавательно-творческий
Возрастная группа : проект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста
Продолжительность: кратковременный, 5 месяцев.
Вид: практико-ориентированный, групповой
Результат:
1. Совместно детско-родительская выставка «Коллекции детей»
2. Портфолио детских коллекций
3. Мультимедийная презентация проекта «Коллекции детей»
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В проекте «Коллекции детей» поставлена актуальная цель развития познавательных способностей и познавательных интересов, социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.
В процессе реализации проекта решались такие задачи, как:
• Развитие стремления к познавательной и творческой деятельности
• Развитие мыслительной активности и творческих способностей
• Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения
• Обогащение сенсорного опыта детей
• Формировать бережное отношение к хранению коллекций
• Обогащать и активизировать эмоциональную, внутреннюю жизнь детей, расширять кругозор
• Активизировать участие родителей в организации досуга детей
• Создание и продолжение традиций коллекционирование в кругу семьи, укрепление детско-родительских отношений и взаимодействия с ДОУ
• С помощью коллекционирования наполнять жизнь детей радостью и положительными эмоциями.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах встречаются дети с нервным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
• Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
• Повышать уровень познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• Коллекции детей мы планируем использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений в экспериментально-поисковой деятельности проведений дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
• Участие в проекте должно способствовать расширению кругозора, цветовосприятию, познанию формы, проявление фантазии.
• Укрепить взаимоотношение между участниками проекта (детьми, родителями, педагогами);
• Проект должен быть интересным для всех его участников;
• Главное, чему должен научить проект и детей и взрослых – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц Мероприятие Ответственный
Подготовительный
январь Обсуждение организации механизма реализации проекта, постановка целей и задач, подбор методической литературы к проекту, изучение и использование интернет ресурсов, подбор атрибутов материалов для коллекций, игрушки для игровой деятельности. Подбор познаватель-ной и художественной литературы, иллюстрированный материал по данной теме.
Проведение предварительной работы с родителями: анкети-рование, консультации, беседы.
Составление плана работы мероприятий НОД. Смирнова Ю. А.
Шпагина О. В.
Основной этап
январь Речевые упражнения «Подбери и расскажи», «Какая пуговица».
Игра-развлечение «Пуговка – подружка ниточки».
Беседа с фотопризентацией «Монеты мира».
С-р игра «Дизайнер сумок»
НОД «Светофорчик» о правилах дорожного движения (используется коллекции машин). Смирнова Ю. А.
Шпагина О. В.
февраль Составление описательных рассказов «Мой маленький пони» (фирма Hasbro-коллекция)
Детский досуг «Лошадки-пони»
НОД по рисованию «Открытка к празднику» (коллекции открыток)
Дидактические игры «Расскажи, а я покажу» «Составь картинку»
НОД «Камни в природе» (коллекция камней)
Пластилинография: «Рыбка» «Цветок» составление из камней узоров на пластилине
НОД по декоративно-прикладному искусству «Искусство гжельских мастеров» Смирнова Ю. А.
Шпагина О. В.
воспитанники
март Рассматривание камней, пуговиц, монет макет под лупой.
С-р игра «Семья, Магазин»
Реализация краткосрочного проекта «Моё любимое увлечение в рамках проекта «Коллекции детей»
Родительское собрание на тему «Домашнее коллекционирование» Смирнова Ю. А.
Шпагина О. В.
Родители воспитанников
апрель Игра-развлечение «Эти веселые куколки из ткани»
НОД – «Этот удивительный и загадочный мир динозавров».
НОД по декоративно-прикладному искусству «В гжельной мастерской» (коллекции тканей)
С-р игра «Ателье – фантазия» Шпагина О. В.
Смирнова Ю. А.
май Беседа с детьми «Коллекция бабочек»
Пластилинграфия «Бабочка» из ракушек, пуговиц.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Консультация «Домашняя коллекция – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста. Шпагина О. В.
Смирнова Ю. А.
Родители воспитанников
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Май - июнь Подведение итогов реализации проекта :
- Анализ достижения поставленных целей и полученных результатов;
- Обобщение результатов работы, формирование выводов;
- Совместно детско-родительская выставка «Коллекции детей»
- Портфолио детских коллекций
- Мультимедийная презентация проекта «Коллекции детей» Шпагина О. В.
Смирнова Ю. А.
РЕФЛЕКСИЯ
По нашим наблюдениям создания коллекций в детском саду и домашние детские коллекции дало детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, развивать внимание и память, родители при содействии педагогов. Тоже пробовали свои силы в исследовательской работе.
Желание делиться и обмениваться своими интересными экспонатами. Дети рассказывали о своих коллекциях, тем самым в процессе общения развивалась речь детей. Проявлялся интерес побольше узнать о собранных экспонатах.
В создании коллекций принимали и принимают активное участие и дети и родители.
Собранные экспонаты коллекций распределены по разным темам, разложены по разным контейнерам, выделили полочку для коллекций, все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
• Активное участие к сбору материала для групповых коллекций
• Выбор темы коллекции исходя из интересов ребенка
• Учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков)
• Создать эпизодические коллекции – выставка предметов обихода (посуда, обувь, украшение)
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
• Продолжать использовать на занятии по развитию речи, по изобразительной деятельности, в экспериментально-поисковой деятельности домашние коллекции детей
• Продолжать исследовательскую деятельность: «Знакомство с коллекциями памятных монет», «Марки мира»
• Беседы на данную тему, просматривание художественных произведений и иллюстраций, мультимедиа.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
• Рекомендовать продолжать работу по данной теме. Проекты по другим темам : домашние животные, дикие животные, мультфильмы, космос, спорт, камни.
• Обмен опытом с коллегами по данной теме.
• Просмотр мультимедийной презентации по проекту совместно с коллегами и обобщение опыта на педсовете.
• Продолжать развивать данный проект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю. Социальное развитие детей в ДОУ. М., 2008г. ;
2. Жаданов Л. А., Сагалов З. В. О чем рассказывают коллекции. М., 1978г;
3. Ильинский В. Н. Коллекция служит людям., 1973г. ;
4. Власов В. Г., Гортинский Е. М. Если ты собираешь марки, значки. М., 1975г.
5. Интернет ресурсы