Раиса Кузнецова
Консультация для родителей «Предупреждение психологических перегрузок детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Понятие психологическая перегрузка чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». Что же может угрожать психическому здоровью ребенка, т. е. вызывать у него психологические перегрузки в условиях детского сада? Предусмотреть все источники опасности психологического здоровья, довольно сложно. Однако можно обозначить основные направления поиска причин психологических перегрузок с целью выработки системы упреждающих мер, как части оздоровительной программы.
Публикация «Консультация для родителей „Предупреждение психологических перегрузок детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
1. Внешние причины возможных психологических перегрузок у детей.
1) Физические:
- нерациональное питание;
- недостаток свежего воздуха (сокращение продолжительности прогулок, отсутствие режима проветривания помещений);
- «враждебность» окружающей ребенка среды (неудачное цветовое и световое оформление, недоступность игрового материала, отсутствие возможности активно двигаться);
- неблагоприятные погодные условия.
2) Социальные:
- неправильная организация общения со взрослыми (преобладание авторитарного, либо попустительского стиля воспитания, неустойчивость воспитательской позиции);
- нарушение межличностных отношений с другими детьми (ребенок может быть отвергнут сверстниками, стать объектом грубого, даже жестокого обращения);
- отсутствие понятных детям и доступных для выполнения правил, регулирующих его поведение в условиях детского сада;
- нерационально выстроенный режим жизнедеятельности детей (слишком продолжительные однообразные занятия, например, за столом, эмоциональная скудность занятий, слишком частая и резкая смена деятельности).
2. Причины психо-эмоциональных перегрузок, вызванные личностными и физическими особенностями самого ребенка.
- патология или выраженные особенности физического развития (нарушения зрения, слуха, чрезмерная тучность и т. д., что вызывает физическую невозможность выполнения ребенком всей деятельности, предусмотренной программой ДОУ);
- перенесенное заболевание;
- сформировавшиеся в результате дисгармоничного стиля семейного воспитания привычки поведения, которые могут помешать ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада (привычка постоянно быть в центре внимания, добиваться своего капризами, чрезмерная боязливость, элементы деструктивного поведения и т. д.);
- отсутствие автономности (зависимость от взрослых, беспомощность в ситуациях, когда приходится действовать самостоятельно);
- осознание ребенком собственной неуспешности на фоне успешности других детей.
Признаками наличия у ребенка психо-эмоциональных перегрузок могут служить следующие проявления (при условии, что ранее они не наблюдались) :
1. Изменения поведения:
- беспокойство, непоседливость;
- трудности засыпания и беспокойство во сне;
- агрессивность;
- проявление упрямства;
- беспричинная обидчивость, плаксивость;
- стремление что-либо сосать, много и жадно есть, или же отсутствие аппетита, отказ от еды;
- стремление к уединению, боязнь контактов со сверстниками;
- наличие навязчивых движений (подергивания, раскачивание, дрожание рук и т. д.)
- дневной или ночной энурез.
3. Изменение психо-эмоционального состояния ребенка :
- рассеянность, невнимательность;
- отсутствие уверенности в себе (ребенок ищет поддержки взрослых, «жмется» к ним);
- повышенная тревожность;
- боязливость;
- резкие смены настроения;
- общее снижение настроения.
4. Изменение внешнего вида:
- ребенок может терять в весе (или стремительно набирать вес);
- усталый вид, даже после несущественной нагрузки.
В случае возникновения у ребенка тревожных симптомов следует:
- обеспечить ребенку режим наибольшего эмоционально благоприятствования (оградить от острых переживаний, создать спокойный позитивный эмоциональный фон, обстановку доброжелательности и понимания);
- выявить причину стрессового состояния и по возможности устранить ее (возможно, с привлечением специалиста-психолога);
- при подозрении на состояние хронического стресса непременно нацелить родителей ребенка на незамедлительное посещение врача-невропатолога.