МААМ-картинки

Сенсорное воспитание дошкольников. Представление педагогического опыта

Пучкина Татьяна
Сенсорное воспитание дошкольников. Представление педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Я, Пучкина Татьяна Николаевна работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад 114». Стаж педагогической работы 11 лет, в данном детском саду 8 лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИКТ. В 2015 г. прошла профессиональную переподготовку в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования». Курсы повышения квалификации прошла в 2015 году в ГБОУ ДПО «МРИО» г. Саранск, с 18.12. 2018 по 15.01.2019 год в МГПИ им. М. Е. Евсевьвьева, в 2019 г. в "учебном центре Профзнания".

Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников, Представление педагогического опыта» размещена в разделах

При работе с детьми большое внимание уделяю сенсорному развитию, а именно, сенсорному развитию детей 2-3 лет через дидактические игры.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека и то чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Поэтому, именно в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие

задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет :

• научиться выделять цвет,

• форму,

• величину как особые признаки предметов,

• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Цель: Формирование сенсорных эталонов через использование дидактических игр.

Задачи:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

-обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

-образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед)

Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:

- наглядность в обучении;

- постепенность и последовательность обучения;

- принцип подражания и принцип упражнений.

В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.

Высоко ценила дидактическую игру Е. И. Тихеева – автор таких книг, как «Современный детский сад», «Родная речь и пути к ее развитию». Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенного внимания, умение выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.

В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались :

Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

В своей работе я использую:

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С. 34-39.

Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С. 51-59.

Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн. : БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. - М., 2008,269с.

Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С. 24-28.

Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С. 28-32.

Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с.

Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50.

Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А. М. Волумбаева. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений: формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Анализ результативности.

Проанализировать эффективность работы по развитию сенсорных эталонов позволяет анализ данных диагностического обследования детей.

Вывод: На конец 2019 учебного года анализ полученных данных показал, что уровень развития детьми сенсорных эталонов выше 50%. Дети достаточно хорошо усвоили цветовое восприятие, могут легко подбирать и называть основные цвета. Знание формы также дало показатели выше среднего, что свидетельствует о положительном уровне развития детей данного возраста по этому критерию. Небольшое затруднение дети испытывали при сравнении величин предметов, концентрируя своё внимание на таких величинах, как «больше», «меньше» не брали во внимание предметы «среднего» размера. Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Решение данной педагогической проблемы требует определённого навыка, опыта проведения :

Необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова;

• Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

• Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

• Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Сенсорное воспитание младших дошкольниковСенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание дошкольников. Представление педагогического опыта
Опубликовано: 28 декабря 2020 в 15:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание дошкольников. Представление педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Пучкина Татьяна (УИ 284201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД