Получи документы

Представление системы инновационной работы «Развитие эмоций детей средствами театрализованной деятельности»

Диана Ланчкина
Представление системы инновационной работы «Развитие эмоций детей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа дополнительного образования «ТЕАТР И ДЕТИ»

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе». Т. И. Софронова «Через прекрасное к человечному».

Пояснительная записка.

Публикация «Представление системы инновационной работы „Развитие эмоций детей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх – всегда праздник. Несомненно, что приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога.

Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т. е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика) перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движением и т. д. Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Кроме того, театральная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядится.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.

Театр – это не только зрелище, эстетический результат, но и в первую очередь различные техники работы над собой : над своей речью, артикуляцией, умением двигаться, слышать себя и других.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, имеет большое значение для развития творческих способностей, формирует чувство коллективизма. Театрализованные игры способствуют развитию эмоций детей, фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Также игра является одним из главных элементов театрального искусства, а одна из форм игры – театрализованные игры. Театрализованные игры включают : действия детей с кукольными персонажами (сюжетные и образные игрушки, пальчиковые, би-ба-бо, конусные, плоскостные фигурки); непосредственные действия детей по ролям; литературная деятельность; изобразительная, музыкальная деятельность.

Кружок «Театр и дети» функционирует на базе структурного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад №14» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, где созданы все необходимые условия для:

• гармоничного развития природных задатков детей;

• приобщения детей к театральному искусству;

• реализации интересов и способностей детей.

Имеется кукольный, настольный, перчаточный, пальчиковый театры, фланелеграф, театр варежки. С помощью родителей готовятся костюмы к драматизациям сказок, декорации.

В занятиях по театрализованной деятельности выделяются следующие формы работы и виды деятельности :

1. Театрализованные игры.

2. Беседы о театре.

3. Организация спектаклей.

4. Сценическое действие.

5. Индивидуальные творческие задания.

6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

7. Постановка кукольных спектаклей.

8. Беседы-диалоги.

9. Психогимнастика.

10. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

11. Оформление альбома о театре.

Все виды деятельности разработаны с учетом принципов гуманизации педагогического процесса в детском саду и соответствуют современным федеральным государственным требованиям.

Структура программы:

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Театральные занятия состоят из теоретических и практических занятий:

1. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о театральном искусстве, актерской профессии. Просмотром спектаклей, детских опер, сказок на видео, а также знакомство с текстом и музыкой произведения, выбранного для постановок.

2. Основой содержания практических занятий является обучение детей элементарным основам актерского мастерства. Дети учатся создавать яркий образ героя, передавать характерные движения персонажей, эмоциональные состояние героя через художественно-образные выразительные средства – интонацию, жесты, мимику, позу. А также разучивание песен и плясок персонажей, развитие и совершенствование певческих и двигательных навыков.

Сведения о коллективе.

Группа детей, посещающих занятия, состоит из 15 человек. Возраст детей 5-7 лет. Набор детей осуществлялся по результатам наблюдения за ними в ходе музыкальных занятий, а также по результатам диагностики развития психических процессов и эмоционального состояния воспитанников. В группу набраны дети, нуждающиеся в психологической коррекции эмоционально-волевой сферы, а также дети с проблемами развития коммуникативной сферы.

Форма занятия с детьми – групповая.

Условия успешного достижения хороших результатов работы по данной программе :

систематичность, небольшое количество детей в группе (до 15 человек);

• достаточное материально – техническое оснащение учебного процесса.

Психолого – педагогические особенности детей дошкольного возраста.

В возрасте 5-7 лет происходит интенсивное формирование и развитие у детей знаний, навыков и умений. Накопление в дошкольном возрасте большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Все вышеперечисленное оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в значительной степени стимулирует совершенствование творческих способностей дошкольников. В этом возрасте одним из наиболее действенных мотивов в плане мобилизации волевых усилий ребенка является оценка действий взрослыми. Именно поэтому, для достижения хороших результатов, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.

2. Необходимо учитывать принцип «от простого - к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше».

Ребенок 5-7 лет умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Проблемы, над которыми предстоит работать :

- Развитие и коррекция эмоционально – личностной сферы средствами музыкальной и театрализованной деятельности.

- Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

- Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

Цели :

- Решение реально существующих проблем, раскрытых выше, а также:

- Сплочение детского коллектива.

- Приобщение детей к культурным ценностям.

Задачи:

1. Познавательная - Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, к музыкальной и театральной деятельности.

2. Развивающие -

Развивать у детей эмоциональность, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки;

• с помощью театральных игр и упражнений развить у детей эмоциональность, внимание и память, воображение и фантазию;

• активизировать мышление и познавательный интерес;

развить у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• обогащать и активизировать словарь эмоциональных состояний детей

3. Мотивационные-

• Создавать комфортную обстановку, доброжелательную атмосферу.

• Обеспечить ситуацию успеха.

4. Социально – педагогические –

а) Формировать у детей потребность реализации в социуме.

б) Раскрепостить ребенка, снять мышечное напряжение.

г) Воспитывать гуманные чувства детей.

5. Обучающие - Формировать специальные знания, умения и навыки:

а) Научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать.

б) Обучить основам актерского мастерства.

в) Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа.

г) Совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний, эмоций.

д) Обучить навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики.

е) Прививать навык коллективного творчества.

6. Эстетические –

а) Развивать эстетические способности.

б) Раскрыть творческие возможности.

в) Прививать привычку к аккуратности.

г) Учить культуре поведения.

д) Учить детей ценить прекрасное.

Методы и этапы реализации задач.

В основу методики программы положены три метода:

1. метод активизации творческих проявлений ребёнка (детское творчество, направляемое педагогом, создание ситуаций для детского творчества);

2. метод формирования и развития эмоциональной сферы;

3. метод моделирования элементов театральной деятельности, позволяющий ребёнку показать и прочувствовать все особенности выразительных средств, их отношения.

Занимаясь по программе кружка «Театр и дети», от педагога требуется максимум желания, творчества, умения чувствовать детей и следовать за ними. Работая по программе, возникает необходимость особого подхода к обучению со стороны педагога. Педагог живёт на занятиях вместе с детьми, помогает им, радуется. Основу успеха составляет педагогика сотрудничества взрослого и ребенка. Сочетание индивидуального и совместного творчества детей и взрослых способствует личностному развитию детей, развитию воображения, творчества, сотрудничества, положительного отношения друг к другу.

Программа «Театр и дети» ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.

Полный текст работы можно посмотреть по ссылке:https://www.docme.ru/doc/396759/obobshhenie-opyta-raboty-po-teatralizovannoj-deyatel._nosti-s.

Публикации по теме:

Домашний театр. Консультация для родителей. Искусство делает внутренний мир богаче, развивает фантазию, помогает научиться понимать свои чувства и чувства.

Театральный уголокТеатральный уголок Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию наш "Уголок театрализованной деятельности " Театрализованная деятельность играет большую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление системы инновационной работы «Развитие эмоций детей средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 15:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление системы инновационной работы «Развитие эмоций детей средствами театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Ланчкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД