Наталья Кукушкина
Проект «Я — математик» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение.
В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
И сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по данной теме.
Публикация «Проект „Я — математик“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В январе в моей группе был реализован краткосрочный проект под названием «Я – математик!».
Цель проекта : Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные
Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Для разработки данного проекта я использовала «Модель трех вопросов».
Рассмотрим подробнее «Модель трех вопросов» на примере знаний детей в области формирования элементарных математических представлений.
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как мы узнаем об этом?
Задавая первый вопрос, педагог организовывает общее обсуждение, для того, чтобы выяснить, что дети уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на листе бумаги.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы детей определяют цель, задачи и направления познавательно - исследовательской деятельности. Высказывания детей так же фиксируются педагогом в таблице.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Для подсказки, можно придумать с детьми разные символы – которые будут обозначать средства сбора информации.
Исходя из полученных результатов, Вам не составит труда определить план предстоящих мероприятий и организованных действий по реализации данного проекта : мероприятия с детьми, продукт и презентацию проекта, а так же включение родителей в предстоящую деятельность.
А теперь давайте отдохнем от теории и включим в нашу работу немного практики, проработав данную модель проектного метода. Я попрошу Вас, уважаемые коллеги, разделиться на три группы.
Можете сами выбрать тему для разработки модели. Я вам могу предложить тему «Геометрические фигуры».
На основе этой таблицы вы сможете составить свой план проектной деятельности по расширению знаний детей в области формирования элементарных математических представлений.
А сейчас, я хочу представить вам то, что получилось у меня.
День 1. Веселый счет.
Когда дети пришли в детский сад, то в группе их ждал грустный гость. Это был Домовенок Кузька. Кузька пожаловался, что он совершенно не знает цифр, не умеет считать и не помнит какие есть дни недели, а еще он всегда опаздывает в гости, потому что до сих пор не научился определять время.
Дети с радостью решили помочь Домовенку в освоении математики. И первый день был посвящен цифрам и счету.
В этот день прошли такие мероприятия, как:
• беседа «Как люди научились считать?» из которой дети вместе с Домовенком узнали об истории возникновения счета и математики;
• рисование на тему «Портрет любимой цифры» в ходе которого дети вместе с Кузькой закрепили навыки написания цифр и проявили свои творческие способности;
• чтение сказки В. Сутеева «Про Козленка, который умел считать до 10», беседа по содержанию сказки в процессе которой дети смогли проявить навыки счета в пределах 10 и рассказать почему так важно уметь считать;
• использование считалок при организации подвижных игр на прогулке, подвижные игры «Будь внимателен, не ленись и по двое (трое, четверо и т. д.) становись!»;
• выставка работ «Раскрашиваем по цифрам» : этот интересный комплекс заданий помогает ребенку в необычной и интересной форме запомнить цифры, потренировав при этом произвольное внимание, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и вспомнив основные цвета;
• театрализация русской народной сказки «Волк и семеро козлят», в процессе которой дети закрепили прямой и обратный счет до 10, получили знания об образовании и составе числа.
День второй «Мир геометрических фигур»
Во второй день ребята вместе с Домовенком Кузькой отправились в волшебный мир геометрических фигур, в котором узнали много нового и интересного из геометрии:
• просмотр и анализ презентации «Веселая геометрия», в процессе которой дети вспомнили названия геометрических фигур, их особенности, умение находить предметы определённой геометрической формы в окружающем мире;
• дидактическая игра «Геометрические формы», играя в которую у детей развивается умение выделять различные предметы на основе сходства с геометрическими фигурами;
• коллективная аппликация «Город геометрических фигур», в процессе которой дети совершенствовали умения вырезать геометрические фигуры разного размера;
• подвижные игры с использованием геометрических фигур, в ходе которых дети научились создавать пространственную фигуру при построении, также развивалась двигательная активность детей;
• знакомство с авторской сказкой Сытовой Н. Б. «Как геометрические фигуры город строили», чтение проходило не в традиционной обстановке (дети попробовали себя в роли геометрических фигур, участвуя в сценке);
• совместная работа с родителями: составление плана-схемы «Мой дом» (с помощью геометрических фигур) : родители с радостью выполнили данное задание со своими детьми, ведь выполняя такие задания дети учатся анализировать и сравнивать предметы по форме, развивается геометрическая зоркость.
День третий «Измеряй-ка!»
На третий день к нам пришел важный гость - настоящий профессор Измеряйкин, которой помог детям и Кузьке узнать много нового.
• игровая ситуация: «В гостях у профессора Измеряйкина» : добрый профессор научил наших детей как правильно измерять предметы, рассказал о длине и ширине, о различных мерах измерения и в заключении измерил рост каждого ребенка;
• просмотр мультфильма «38 попугаев», беседуя по содержанию мультфильма дети узнали, что бывают условные меры измерения предметов;
• подвижная игра на прогулке «Ходилки-мерилки», дети с интересом измеряли все вокруг шагами и с восторгом рассказывали друг другу какая длина предметов в шагах у них получилась;
• Речевые игры «Что вокруг нас дальше-ближе (шире-уже, тоньше-толще?» : эти игры развивают глазомер, уменее находить предметы длинее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему;
• изготовление измерительного материала с профессором Измерялкиным: в результате данной работы в нашей группе появилось много интересного оборудования, сделанного своими руками, с помощью которого можно измерить все вокруг;
• Совместная работа с родителями: с помощью необычных мерок измерить рост каждого члена семьи, дети с удовольствием применили полученные знания дома и измерили всю свою семью с помощью мишек, книжек, расчесок и т. д.
День четвертый «Ориентировка во времени»
На четвертый день дети очень долго ждали Домовенка к завтраку, так и не дождавшись гостя, дети позавтракали без него. Кузька опоздал на целых 2 часа. Оказалось, что он совершенно не «дружит» с часами, поэтому всегда опаздывает. Наши ребята решили помочь новому другу в этой проблемы.
• дидактическая игра «Веселая логика», играя в которую дети закрепили навык с помощью сюжетных картинок устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом);
• изготовление конструкции «машины времени» : в процессе данной деятельности у детей развиваются навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивается поисковая деятельность, творческую активность;
• сюжетно-ролевая игра «Путешествие во времени» : дети широко и творчески использовали знания о времени в данной игре;
• инсценировка сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» на прогулке, в процессе которой дети поняли как важно беречь время и не тратить его попусту;
• мини-музей «Часики», благодаря которому дети познакомились с историей возникновения часов, с различными видами часов, со значением часов для человека;
• аппликация на тему: «Мой будильник звонит!» : в процессе данной работы дети научились не только создавать часы из бумаги, но и устанавливать и определять время на часах.
День пятый «Ориентировка в пространстве»
На пятый день, придя в детский сад, ребята совсем не нашли Домовенка. Через некоторое время его привела девочка из подготовительной группы. Оказалось, что Кузька решил прогуляться по детскому саду и заблудился. В этот день мы вместе с ребятами решили научить Домовенка ориентироваться в открытом и закрытом пространстве.
• графический диктант: выполняя данную работу у детей активизируются пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево);
• игра на развитие пространственной ориентировки «Найди игрушку» : в процессе данной игры у детей развивается умение ориентироваться в группе;
• «Веселые старты», развивает двигательную активность детей, дети учатся двигаться в заданном направлении по сигналу, а также в соответствии со знаками;
• изучение компаса: дети познакомились с историей возникновения компаса, узнали для чего он нужен и как его применять;
• создание карты детского сада, данное задание помогает детям понять смысл пространственных отношений, развивает умение изображать реальные объекты на бумаге;
• игра-путешествие «Кладоискатели» : в данной игре дети научились пользоваться картой-схемой, ориентироваться в открытом пространстве.
К концу недели Кузька узнал так много нового, что непременно решил поделиться своими знаниями по математике с друзьями домовятами.
Дети были очень рады, что помогли Кузьке.
Ребята научились решать проблемные задачи, использовать речь - доказательство, думать, рассуждать, делать простейшие умозаключения.
Использованные методы и приемы, а также смена видов деятельности в течение недели и использование разнообразных форм организации детей дали положительные результаты в освоении детьми элементарных математических представлений.