Татьяна Андриенко
Представление педагогической технологии «Групповой сбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление Андриенко Т. В. на городском методическом объединении для руководителей ДОУ города Ессентуки на тему «Построение образовательной деятельности в ДОУ на основе индивидуальных особенностей ребенка для реализации регионального компонента образовательной программы». Представление педагогической технологии «Групповой сбор» в декабре 2015г.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка дня, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.
Задачи группового сбора являются :
- формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми,
- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях,
- решение некоторых обучающих задач,
- формирование мотивации к предстоящей деятельности,
- предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах,
-осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста детей.
Структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах активности позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе, так как позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания.
Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.
1. Позывные для утреннего сбора.
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора : это может быть веселая музыка, любимая игра и т. д.
Я использую звон колокольчика.
2. Организация круга.
Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться. Мы с детьми становимся в круг на ковре.
3. Приветствие.
Прежде чем начать приветствие, я показываю, как это делается. Поворачиваюсь к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его: «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется ко мне. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Иногда передаем мяч по кругу тому, кому адресуется приветствие.
4. Новости.
Обмен новостями – это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно мы обмениваемся «Новостями выходного дня».
После новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы я предлагаю детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
5. Обмен информацией
На утреннем сборе происходит общий обмен информацией:
какой сегодня день недели, время года, какая на улице погода,
сколько сегодня всего мальчиков/девочек/, кто отсутствует
сколько дней осталось до ближайшего дня рождения.
6. Динамическая пауза.
Проводится динамическая пауза также в соответствии с темой недели.
7. Проблемные ситуации.
Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
8. Игры по теме недели.
Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой- либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение.
9. Предоставление права выбора центра активности.
Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.
Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор :
В своей группе мы используем п/игру "Поезд" : Я «паровоз» дети – «вагончики» двигаемся по центрам активности, рассматриваем материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них.
Дети старшего дошкольного возраста свой выбор закрепляют карточкой на Доске выбора.
В течение дня групповых сборов может быть несколько
-1-ый утренний сбор - после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий г. с. - после дневного сна.