Башкирова Галина Викторовна
Представление педагогического опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта работы воспитателя
Башкировой Галины Викторовны
Тема опыта : «Роль дидактической игры в формировании элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста».
1. Введение.
1.1 Актуальность опыта.
Публикация «Представление педагогического опыта работы „Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Решающую роль, при обучении детей математике играет использование дидактических игр воспитателем. В игре развитие ребенка происходит естественным способом. Ряд серьёзных требований к познавательному развитию старших дошкольников содержит концепция по дошкольному образованию, в частности математическое развитие. Приобретенные детьми математические представления играют огромную роль в познавательном развитии детей. Главная задача дидактических игр на формирование элементарных математических представлений – умение детьми выделять, различать, знание геометрических фигур, чисел, сравнение по форме и количеству. Дидактические игры прекрасно формируют новые знания, понятия, способы действий, развивают восприятие, внимание, память.
1.2 Основная идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта : определение путей повышение мотивации дошкольника в формировании математических представлений посредством использования дидактических игр.
Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности дошкольников.
1.3 Теоретическая база опыта.
При разработке системы развивающих дидактических игр познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А. П. Усовой, П. А. Венгера, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. П. Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза).
Другой отечественный педагог А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер.
В книге: «Дидактические игры в детском саду» Сорокина А. И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.
Д. В. Менджерицкая книга: «Воспитателю о детской игре» выделила следующие требования к дидактическим играм :
- Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности — всегда плохая игра".
- Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.
1.4 Новизна опыта.
Новизна данного педагогического опыта заключается в совершенствовании различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике, создание оптимальных условий для проведения дидактических игр, использование при проведении дидактических игр различных пособий и материалов, в том числе изготовленных собственными руками из подручных средств.
2. Технология опыта.
Работая в детском саду, я поставила перед собой цель: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
В процессе работы мною был составлен перспективный план дидактических игр по ФЭМП. Все дидактические игры я разделила на несколько групп.
К первой группе игр — отнесла игры, обучающие детей счету в прямом и обратном порядке, такие как «Путаница», «Какой цифры не стало», «Назови соседей», «Убираем цифры», «Сколько?» и др. Регулярно играя с детьми в эти дидактические игры воспитанники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал : вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.
Во вторую группу входят игры — на ориентирование в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Используются такие игры как «Художники», «Расскажи про свой узор», «Что изменилось?», «Найди похожую», и др.
В третью группу входят игры – для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Проводятся следующие дидактические игры : «Что бывает такой формы», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», детьми составляются изображения предмета из геометрических фигур (по готовому образцу и по замыслу, и др.
Четвертая группа — дидактические игры на развитие логического мышления. Мною используется множество дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления, например различные головоломки, логические задачки, «Шашки», «Скажи наоборот», «Бывает-не бывает», «Найди отличия», «Исключение лишнего» и др.
В пятую группу математических игр я отнесла такие дидактические игры, как игры — путешествие во времени, например «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая неделя».
Также в процессе свободной деятельности мною активно используются занимательные задачи в стихотворной форме. При проведении устного счета включаются упражнения и задачи. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
Также в этом направлении мною проводится активная работа с родителями.
Проведены консультации: «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Развитие математических способностей у дошкольников».
Провела родительское собрание: «Занимательная математика», устроила выставку игрового материала, дидактических игр. Провела мастер класс по проведению дидактических игр в домашних условиях.
Совместно с родителями пополнили математический уголок в группе новыми дидактическими играми, в том числе изготовленными своими руками.
3. Результативность опыта.
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений в развитии дошкольников является развитие элементарных математических представлений.
В результате работы я заметила, что при регулярном использовании мною дидактических игр на занятиях по математике, у детей повысился уровень усвояемости элементарных математических представлений, а также повысился уровень развития математических представлений.
Улучшилось качество системы математического развития, что дало мне толчок находить более интересные и плодотворные формы работы.
Дидактические игры заряжают детей положительными эмоциями, способствуют закреплению и расширению у детей знаний по математике.
Постоянно используя дидактические игры по математике, как на занятиях, так и в свободной деятельности, способствуют развитию элементарных математических представлений дошкольников, что помогает дошкольникам ориентироваться в окружающей их обстановке и систематически пользоваться в повседневной жизни знаниями по математике.