Петрова Светлана
Представление педагогического опыта «Фольклор в развитии речевой активности детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Речь в жизни человека – это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками.
Публикация «Представление педагогического опыта „Фольклор в развитии речевой активности детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз).
Существенную роль в процессеразвития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Ранний возраст обладает особой восприимчивостью к фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи:
Цель работы: Развитие активной речи детей второй группы раннего возраста средствами фольклорных форм.
Задачи работы:
Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми
группы раннего возраста.
Знакомить детей раннего возраста с малыми формами фольклора.
Формировать произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений.
Развивать словарный запас, связную речь, коммуникативные умения и навыки.
Формировать первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
Обогатить словарь детей новыми словами, оборотами, выражениями, которые могут перейти из пассивной речи в активную речь.
Формировать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Формировать понимание необходимости использования фольклора в развитии речи детей у родителей воспитанников.
Теоретическая база опыта.
Свою работу начала с изучения методической литературы.
В основу работы были положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л. Н. Павловой «Фольклор для малышей».
В своей работе опираюсь на комплексные занятия Т. М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Дополнительно составила перспективный план проведения фольклорно игровых занятий в горнице. Разбив фольклорный материал по специфике, составила перспективный план использования произведений устного народного творчества вне занятий.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В своей работе я выделила два направления:
Использования фольклора в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем на как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
Игра – занятия строю на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Например, при чтении потешки «К нам пришла собачка» детей стимулирую к звукоподражанию. Спрашиваю как лает собачка? Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь заразить малыша своим настроением. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д., дети активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками «Наши уточки с.» я побуждала их к подражанию крику птиц, животных.
При чтении произведений использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
Знакомство с фольклорными жанрами вначале организуется нами через наглядность – показ движений, действий, привлечение для показа игрушек, воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминать небольшие интересные тексты.
Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Эффективно применение приёма действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся их глазами действие.
Ещё используемый мною приём – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке –«масляна головушка», приводим в движение именно часть игрушки,; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаёт голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
При организации игр – занятий использую приём инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поём, но и сами поют куклам – и про кота-воркота, и прогулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами.
Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико». Ритмичные слова вызывают у детей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешкаспособна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я вместе с няней проговариваю потешку: «Вот они – сапожки».
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей : «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живёт», «Расскажи сказку» и др., которые активно использую на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.
Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.
Анализ результативности.
Анализируя результаты, я могу судить о том, что у детей развивается понимание речи, Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. Количество понимаемых слов значительно возрастает интенсивно развивается активная речь детей, дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию потешек и слушанию сказок.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.
Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами в работе.