Получи документы

Представление педагогического опыта «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей»

Елена Ухтина
Представление педагогического опыта «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат»

Ухтиной Елены Владимировны

Тема: «Декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания детей».

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность опыта.

Публикация «Представление педагогического опыта „Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей“» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Эстетическое воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность работы обусловлена и тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания.

Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в школе, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

Сегодня обществом все более отчетливо стала осознаваться необходимость внедрения духовных культурных ценностей в социальную образовательную и личностную практику, при этом осуществляя воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня непосредственно является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и способность к художественному творчеству.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным нравственно-эстетическим творческим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляется живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные особенности, художественные критерии и оценочные категории. К тому же народное творчество по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка. Лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам, оно воспитывает художественный вкус, развивает чувство прекрасного.

Основная идея опыта.

К теме эстетического воспитания я обратилась не случайно. Вопросы эстетического воспитания, проблемы формирования эстетической культуры долгие века волновали человечество. Ведь состояние эстетической культуры общества – это состояние всей его культуры социальной. Мы стоим на пороге III тысячелетия, когда все более остро и ощутимо, утверждается значение преобразований в политике, экономике.

Не каждый может стать художником, композитором, писателем, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке. Назрела острая необходимость в развитии всеобщей эстетической культуры детей и взрослых, в том числе культуры труда, поведения, человеческих отношений, защиты природы. Воспитание всесторонне – гармонически развитого человека – насущная проблема нашего времени. Через формирование эстетической культуры личности – к созданию эстетической культуры общества.

Декоративно – прикладное искусство, является средством эстетического воспитания, имеет огромное значение для учебно – воспитательного процесса в целом. В современном мире декоративно – прикладное искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

В ходе работы мной выдвинуты следующие задачи:

- развивать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

- развивать образное восприятие окружающего пространства;

- развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения;

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Теоретическая база опыта.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте.

Также значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности внесли ученые – педагоги : А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, В. С. Кузин, С. Т. Шацкий и др. Они рассматривали искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. При этом мы в большей степени опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания методов эстетического воспитания средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства, которые разработаны достаточно полно в трудах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Н. В. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой.

Теоретическую основу исследования составляют также глубоко аргументированные образцы анализа народного декоративно – прикладного искусства, которые можно найти в работах П. Г. Богатыревой, М. А. Некрасовой, Д. А. Рыбакова, А. Б. Салтыкова, отражающих осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно – эстетическом воспитательном аспектах.

Новизна опыта.

- Выявлены и определены роль и значение декоративно-прикладного искусства в качестве одного из важных компонентов приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути, формы и методы приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству как средству эстетического воспитания школьников;

В исследовании убедительно доказано, что эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства является важным фактором социальной жизни, так как приобщение к наследию народа находится в прямой связи с увеличением духовного нравственно-эстетического потенциала общества, углублением исторической преемственности и способствует развитию художественной культуры в целом.

Технология опыта.

Используя в своей работе декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у воспитанников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, что неизменно способствует формированию гармонично развитой личности. Занятия декоративно – прикладного искусства не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Использование в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность. Методы очень разнообразны:

- метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- частично – поисковый;

- проблемно – мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемой ситуации в ход занятия) :

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Формами организации эстетического воспитания посредством декоративно – прикладного искусства являются :

- посещение музеев и выставок;

- организация и участие в выставках декоративно – прикладного искусства;

- экскурсии в природу;

- эстетика быта;

- самостоятельная деятельность детей;

- участие в различных конкурсах декоративно – прикладного искусства;

- беседа;

И в конце хочется обратиться к словам В. А. Сухомлинского, который писал, «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает декоративно – прикладное искусство.

Результативность опыта.

Работая над проблемой «Декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания» я отметила, что в процессе деятельности дети реализуют свои творческие замыслы, практикуют умения и навыки. Для этого я в группе создаю специальные зоны с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. При этом стараюсь заботиться о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов декоративно - прикладного искусства.

Участие в конкурсах декоративно – прикладного искусство стимулирует творческую деятельность детей, формирует трудовые умения и навыки, способствует появлению духа соперничества, содействует привлечению к занятиям декоративно – прикладного искусства.

Благодаря упорной работе по этой проблеме, я заметила, что у воспитанников появились способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности.

В процессе работы произошло развитие: глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту, развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт. Но главный результат – это привлечение детей к полезному, развивающему занятию. Поделки, выполненные детскими руками, прослужат долго, их увидят будущие воспитанники, которые обязательно захотят научиться делать изделия своими руками. Даже на каникулах дети продолжают увлекаться изготовлением поделок, а после каникул делятся навыками и умениями, которые усовершенствовали, или приобрели во время отдыха. Такие творческие контакты показывают, что я на верном пути.

Воспитанники моей группы по итогам учебно-воспитательной работы принимают участие и становятся призерами в различных творческих конкурсах, как внутри школы, так и за ее пределами. Васляева Кристина является победителем районного конкурса «Экология. Дети. Творчество», занявшая I место. Кинякина Евгения стала лауреатом районного конкурса детского творчества «Пасхальный фестиваль – 2019». Грамотой Министерства Образования РМ награждена Тришанкова Евгения, занявшая II место в Республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК», в номинации «Конструирование, дизайн».

Список литературы.

1. Богданов О. С. Эстетические беседы с подростками. - М. : Просвещение, 1987.

2. Бутенко В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству //Сов. педагогика. - 1990. № 5.

3. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М. : Искусство, 1977.

4. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. - М. : МГУ. -1877.

5. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. : Педагогика, 1986.

6. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. : Педагогика, 1986.

7. Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М. : Искусство, 1971.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1977.

9. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М. : Просвещение, 1985.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 20:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ухтина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД