Елена Ухтина
Представление педагогического опыта «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат»
Ухтиной Елены Владимировны
Тема: «Декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания детей».
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность опыта.
Публикация «Представление педагогического опыта „Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей“» размещена в разделах
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Эстетическое воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность работы обусловлена и тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания.
Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в школе, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Сегодня обществом все более отчетливо стала осознаваться необходимость внедрения духовных культурных ценностей в социальную образовательную и личностную практику, при этом осуществляя воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня непосредственно является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности школьников: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и способность к художественному творчеству.
Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным нравственно-эстетическим творческим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляется живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные особенности, художественные критерии и оценочные категории. К тому же народное творчество по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка. Лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам, оно воспитывает художественный вкус, развивает чувство прекрасного.
Основная идея опыта.
К теме эстетического воспитания я обратилась не случайно. Вопросы эстетического воспитания, проблемы формирования эстетической культуры долгие века волновали человечество. Ведь состояние эстетической культуры общества – это состояние всей его культуры социальной. Мы стоим на пороге III тысячелетия, когда все более остро и ощутимо, утверждается значение преобразований в политике, экономике.
Не каждый может стать художником, композитором, писателем, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке. Назрела острая необходимость в развитии всеобщей эстетической культуры детей и взрослых, в том числе культуры труда, поведения, человеческих отношений, защиты природы. Воспитание всесторонне – гармонически развитого человека – насущная проблема нашего времени. Через формирование эстетической культуры личности – к созданию эстетической культуры общества.
Декоративно – прикладное искусство, является средством эстетического воспитания, имеет огромное значение для учебно – воспитательного процесса в целом. В современном мире декоративно – прикладное искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.
В ходе работы мной выдвинуты следующие задачи:
- развивать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- развивать образное восприятие окружающего пространства;
- развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения;
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Теоретическая база опыта.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте.
Также значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности внесли ученые – педагоги : А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, В. С. Кузин, С. Т. Шацкий и др. Они рассматривали искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. При этом мы в большей степени опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания методов эстетического воспитания средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства, которые разработаны достаточно полно в трудах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Н. В. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой.
Теоретическую основу исследования составляют также глубоко аргументированные образцы анализа народного декоративно – прикладного искусства, которые можно найти в работах П. Г. Богатыревой, М. А. Некрасовой, Д. А. Рыбакова, А. Б. Салтыкова, отражающих осмысление народного искусства в философском, культурном, художественно – эстетическом воспитательном аспектах.
Новизна опыта.
- Выявлены и определены роль и значение декоративно-прикладного искусства в качестве одного из важных компонентов приобщения учащихся к национальной художественной культуре;
- разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути, формы и методы приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству как средству эстетического воспитания школьников;
В исследовании убедительно доказано, что эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства является важным фактором социальной жизни, так как приобщение к наследию народа находится в прямой связи с увеличением духовного нравственно-эстетического потенциала общества, углублением исторической преемственности и способствует развитию художественной культуры в целом.
Технология опыта.
Используя в своей работе декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у воспитанников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, что неизменно способствует формированию гармонично развитой личности. Занятия декоративно – прикладного искусства не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Использование в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность. Методы очень разнообразны:
- метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- частично – поисковый;
- проблемно – мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемой ситуации в ход занятия) :
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Формами организации эстетического воспитания посредством декоративно – прикладного искусства являются :
- посещение музеев и выставок;
- организация и участие в выставках декоративно – прикладного искусства;
- экскурсии в природу;
- эстетика быта;
- самостоятельная деятельность детей;
- участие в различных конкурсах декоративно – прикладного искусства;
- беседа;
И в конце хочется обратиться к словам В. А. Сухомлинского, который писал, «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает декоративно – прикладное искусство.
Результативность опыта.
Работая над проблемой «Декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания» я отметила, что в процессе деятельности дети реализуют свои творческие замыслы, практикуют умения и навыки. Для этого я в группе создаю специальные зоны с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. При этом стараюсь заботиться о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов декоративно - прикладного искусства.
Участие в конкурсах декоративно – прикладного искусство стимулирует творческую деятельность детей, формирует трудовые умения и навыки, способствует появлению духа соперничества, содействует привлечению к занятиям декоративно – прикладного искусства.
Благодаря упорной работе по этой проблеме, я заметила, что у воспитанников появились способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности.
В процессе работы произошло развитие: глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту, развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт. Но главный результат – это привлечение детей к полезному, развивающему занятию. Поделки, выполненные детскими руками, прослужат долго, их увидят будущие воспитанники, которые обязательно захотят научиться делать изделия своими руками. Даже на каникулах дети продолжают увлекаться изготовлением поделок, а после каникул делятся навыками и умениями, которые усовершенствовали, или приобрели во время отдыха. Такие творческие контакты показывают, что я на верном пути.
Воспитанники моей группы по итогам учебно-воспитательной работы принимают участие и становятся призерами в различных творческих конкурсах, как внутри школы, так и за ее пределами. Васляева Кристина является победителем районного конкурса «Экология. Дети. Творчество», занявшая I место. Кинякина Евгения стала лауреатом районного конкурса детского творчества «Пасхальный фестиваль – 2019». Грамотой Министерства Образования РМ награждена Тришанкова Евгения, занявшая II место в Республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК», в номинации «Конструирование, дизайн».
Список литературы.
1. Богданов О. С. Эстетические беседы с подростками. - М. : Просвещение, 1987.
2. Бутенко В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству //Сов. педагогика. - 1990. № 5.
3. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М. : Искусство, 1977.
4. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. - М. : МГУ. -1877.
5. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. : Педагогика, 1986.
6. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. : Педагогика, 1986.
7. Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М. : Искусство, 1971.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1977.
9. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М. : Просвещение, 1985.