Марианна Игоревна Агафонова
Представление опыта работы. «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дошкольный возраст — период фактического складывания личности и механизмов поведения. Это возраст, когда подготовка к взрослой жизни идет полным ходом, когда желания ребенка обрастают социальным опытом, проще говоря, приходит осознание, что «можно» или «нельзя». И так сложилось, что ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви — это семья и детский сад.
Публикация «Представление опыта работы, „Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
На современном этапе развития общества уже не дискутируется проблема о приоритетности в воспитательном процессе института семьи и общественных учреждений. Все же первенство принадлежит семье, а общественные институты, такие как дошкольное образовательное учреждение, должны помогать родителям в правильном осуществлении влияния на детей, поскольку семья была и остается главным центром, где происходит становление и развитие личности ребенка. Именно в семейном кругу малыш получает первые уроки жизни. Практика убедительно доказывает, что только при совместной воспитательной деятельности семьи, дошкольных образовательных учреждений, возможно всестороннее развитие подрастающей личности и ее успешная социализация.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности
Принципы сотрудничества:
обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических потребностей ребенка в группе детского сада и семье;
уважение личности ребенка родителями и воспитателями;
учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями- условий общественного.
Методическая база для изучения темы:
Петухова М. Г., Селезнёва О. В. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе: проблемы и пути решения // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33).
Арнаутова Е. П. «Педагог и семья»
Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями: методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. - Москва: ТЦ Сфера, cop. 2016
Баринова Н. П. «Педагог- психолог в системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».
«Детский сад и семья»/ под ред. Т. А. Марковой.
«Воспитателю о работе с семьей»: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. И. Ф. Виноградовой, Евдокимова Н. В.
Додокина Н. В. Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
Цель работы детского сада с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями:
• работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
• создавать в коллективе обстановку творческого поиска, выбора наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми и родителями;
• совершенствование работы официального сайта учреждения по воспитанию (создать страницу «Обратная связь», организовать интернет-общение с родителями по воспитанию;
• создание мультимедийных презентаций, видеороликов по воспитанию для родителей.
• организация онлайн обсуждений на сайте и в социальных сетях группы.
• выявлять и распространять передовой педагогический опыт в данной тематике.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей своего опыта считаю - превращение интереса сотрудников детского сада к образовательно-воспитательному процессу в семейный интерес, сплочение педагогов и родителей в коллектив единомышленников, а также установка контакта с каждым ребенком и его родителями.
Оптимальность и эффективность средств
Основные методы, на которые опираюсь в своей работе:
• наблюдение за ребенком
• беседы с родителями
• индивидуальное и групповое консультирование
• анкетирование
• просмотр родителями занятий и режимных моментов
• привлечение семей к различным формам совместной деятельности с детьми и педагогом, к участию в проектах детского сада.
Используемые формы взаимодействия педагогов с родителями
Индивидуальные формы:
• Индивидуальные консультации.
• Индивидуальные беседы.
Коллективные формы:
• Родительские собрания. Лектории. Конференции, семинар. Диспуты, дискуссии.
• Круглые столы, вечера вопросов и ответов, устные журналы. Групповые консультации. Тренинги.
• Экскурсии. Родительские школы.
• Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.
• Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольной организации. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе1.
Наглядно - информационные формы.
Результативность опыта
Изменился характер вопросов родителей к воспитателям, руководителю как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
Повысился рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Появилось стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
Педагоги заметили у родителей осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в проектах детского сада, мероприятиях организуемых администрацией.
Изменилось общественное мнение родителей об обучении и воспитании дошкольников в нашем детском саду.
Осуществилось планирование педагогами различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.
Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Лишь в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Создание таких условий возможно только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи.