Светлана Савенкова
Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Мы все знаем, что наш век– это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами людей, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё это перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Поэтому цель моей работы - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Публикация «Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Основные задачи обучения дошкольников:
• Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно — не опасно»;
• Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки);
• Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Основными направлениями работы по формированию у детей навыков безопасного поведения являются :
• Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
• Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения :
• Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке;
• Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
• Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
• Развивать качества ребенка : его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данную работу провожу через:
• организованную деятельность детей – занятия («Я примерный пешеход», «Раз, два, три, что опасно найди!», «Наш друг-светофор!», экскурсии («Знакомство с уголком пожарной безопасности», «Дорожные знаки»);
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок («Заюшкина избушка»,»Кошкин дом», «Красная шапочка», беседы воспитателя и ребенка (Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? Чем тушат огонь? Номер телефона службы спасения? Что нужно делать, если в воде свело ногу); настольный театр («Красная шапочка»), чтение художественной литературы(«Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снежная королева», «Три медведя» и т. д.) викторины по ПДД и ПБ, конкурсы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры («Незнакомец», «Один дома», «Опасность», «ГИБДД»и др.).
Во время прогулки закрепляю через беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.
В зимний период провожу с детьми беседу, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на участке животных, скажем, кота или собаку, подвожу детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно: не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.
Обучение правилам дорожного движения -это жизненная необходимость. Даю детям понять, что люди ходят по тротуару, переходят улицу по пешеходному переходу (зебре, маленькие дети переходят улицу вместе со взрослыми, играть на дороге нельзя и т. д. Знакомлю с дорожными знаками «Дети», «Пешеходный переход», с работой светофора. Наблюдаем за транспортом на улицах поселка (пассажирским и грузовым, отмечаем, что он едет по проезжей части, а пешеходы ходят по тротуарам.
Экскурсии, беседы, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры- все это дает возможность детям узнать много нового и интересного для пополнения багажа знаний по ПДД.
Например : «Наблюдаем за работой светофора», «Правила безопасного поведения на улицах», «Правила поведения в транспорте», «Кто такие пешеходы?», Сюжетно-ролевая игра «Шоферы», «Улица».
Уделяю формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаю игровые проблемные ситуации(«Лиса Алиса и кот Базилио бегут по пешеходному переходу. Это правильно или нет? Почему?» «При движении автобуса пассажир едет стоя и не держится при этом за поручни. Чем это для него опасно?», «Мяч выкатился на проезжую часть. Как правильно поступить? Почему?».) При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у детей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности, с детьми были проведены беседы «Кто такой – пожарный?», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт», инсценирование по стихотворению «Кошкин дом»; игра-тренинг «Пожарная тревога». Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому моя задача научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь по телефону, заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.
Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.
Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.
Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной, насыщенной, и трансформируемой. Тщательно подбираю игрушки и игровое оборудование, слежу, чтобы они соответствовали стандартам качества, были изготовлены из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей. Мною создаются атрибуты к сюжетным играм по ПДД, «Мы – пожарные», «МЧС», Лэпбук «Пожарная безопасность», а также дидактические и настольно – печатные игры.
В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения очень важную роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша.
Поэтому во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями я предоставляю им конкретные рекомендации относительно того, как лучше научить детей безопасному поведению в различных ситуациях. Напоминаю родителям:
- о необходимости с раннего детства приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности;
- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры, которые помогут защитить ребенка в тёмное время суток.
- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский сад;
- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор); и т. д.
Для родителей в раздевалке детского сада представлена вся необходимая информация актуальная на данный момент:
• консультации: «Безопасность детей на улице», «Осторожно-тонкий лед!», «Пожарная безопасность», «Безопасное поведение во время грозы» и т. д.
• папки-передвижки: «Пожарная безопасность 101»,»Безопасность детей дома и на улице»; «Осторожно ядовитые растения!»
• буклеты: «Безопасность на дорогах», «Внимание терроризм!» и др.
• памятки: «Соблюдение мер предосторожности, при посещении объектов железнодорожного транспорта», «Правила безопасного поведения с домашними животными», «Один дома», «Правила ПБ в новогодние праздники» и др.
Информация постоянно обновляется.
Также мы принимали участие в конкурсах рисунков: «Светофор-друг детей», в международной викторине по ПДД для дошкольников и начальных классов; в областном виртуальном квесте «Малыши за пожарную безопасность!», где были награждены дипломами.
Выводы:
Проведенная мною работа по данной теме принесла свои результаты:
• В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту и социуме.
• Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
• Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде.
Считаю, что комплексная работа педагогического опыта очень результативна, поэтому буду продолжать её по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.
Проект Решения:
Продолжать совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности дошкольников (спецтранспорт, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные дидактические игры).