Папки-передвижки

Программа психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей в период адаптации в ДОУ

Анжелика Мананникова
Программа психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей в период адаптации в ДОУ

Паспорт

Наименование программы

«Психолого -педагогическое сопровождение детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении»

Разработчик программы Педагог – психолог

Исполнители программы Педагог — психолог, воспитатель группы, воспитанники, находящиеся под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях, законные представители опекаемого ребенка.

Основание для разработки программы 1. Конвенция «О правах ребенка»

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей в период адаптации в ДОУ» размещена в разделах

2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ

3. ФЗ от 24 июля 1998г. № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Цель программы 1. Оказание психолого – педагогической помощи в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, посещающих МБДОУ д. с. «Мозаика» г. о. Кохма.

2. Сохранение естественных механизмов развития воспитанников.

3. Социально – педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в приемных семьях.

Задачи программы 1. Адаптация в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Предупреждение проблем дезадаптации.

3. Сопровождение каждого воспитанника в процессе его развития, в решении его проблем с использованием реальных факторов социума.

Основные направления реализации программы 1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в формировании личности воспитанника, находящегося под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях.

2. Психолого — педагогическое просвещение и повышение культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей.

3. Консультирование педагогов по вопросам индивидуального развития и проблем обучающихся, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот.

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы 1. Улучшение микроклимата в группах учреждения.

2. Повышение мотивации к успешной адаптации в социуме воспитанников, находящихся под опекой или попечительством, а так же в приёмной семье.

3. Активное участие законных представителей и детей в воспитательной жизни детского сада.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

Управление и контроль за выполнением программы Управление программой осуществляется Заведующим детского сада. Общий контроль осуществляется педагогической общественностью.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Ребенок сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, на его судьбу выпало очень тяжелое испытание. Взрослым, которые находятся рядом в этот момент необходимо особенно внимательно и осознанно отнестись к таким детям. В дошкольном общеобразовательном учреждении эти воспитанники и их семьи должны быть на особом контроле. И такому ребенку необходимо создать максимально комфортные условия для успешной социализации и дальнейшего развития.

В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н. М. Неупокоева, Е. И. Афанасенко, И. А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г. М. Лямина, М. И. Попова, А. Л. Лихтарников и др.) данный вопрос рассматривается развернуто и полно.

Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Особенностью детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном опыте травмирующих ситуаций. «Психотравма» является событием, которое изменяет систему отношений детей и приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у детей из приемных семей нередко носит осложненный характер.

Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш. А. Амонишвили) ребенка.

Согласно подходу гуманистической психологии, ребенок не объект воздействий взрослого, не «сырье» для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несет ответственность за это само становление.

Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы.

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированых на содействие их успешной социализации.

Цель программы

Обеспечение наиболее благоприятных условий для успешной адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения и гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

• Выявление детей, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

• Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

• Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе адаптации и общения.

• Осуществление информационной поддержки законных представителей, опекаемых детей, педагогов по проблемам в психологической, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.

• Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

Принципы реализации программы :

1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Механизм реализации программы :

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей в период адаптации в общеобразовательном учреждении – это система мер, которая включает в себя:

• проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;

• выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;

• организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;

• информирование законных представителей и педагогов по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.

Ожидаемые результаты

• Успешная адаптация в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• развитие активной жизненной позиции детей;

• развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов;

• адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;

• выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;

• налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;

• помощь детям при потере или разлуки с родителями;

• увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;

• развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в мероприятиях детского сада;

• развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;

• ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми от 3 до 7лет.

Этапы реализации программы

Первый этап – анамнестический: диагностика и формирование банка данных.

1. Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой психологопедагогической помощи:

- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

- изучение личности подопечного и выявление индивидуальных особенностей;

- установление открытых доверительных отношений с членами семьи, а также участниками образовательного процесса;

3. Контроль:

- за игровой деятельностью (развитие познавательных способностей в игре, взаимоотношения со сверстниками, соблюдение правил игры);

- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок);

- за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

- помощь в развитии (работа с педагогами по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

- помощь в решении конфликтных ситуаций;

- помощь в выборе (записи) кружка или секции по интересам ребенка;

Второй этап - деятельностно-консультативный

Работа с воспитанниками:

1. Помощь в преодолении межличностных отношений со сверстниками, в развитии познавательных способностей в соответствии. с возрастом.

2. Сопровождение воспитанников с социально – эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем. Профилактика социально-эмоциональных проблем у воспитанников.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ ( проекты: «Мы за здоровый образ жизни»).

4. Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

Работа с семьей:

1. Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным (диагностика детско – родительских отношений).

2. Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного (занятия с элементами тренинга на сплочение членов семьи, создание позиции значимости и необходимости семейных ценностей).

3. Психолого- педагогическое просвещение опекуна.

4. Психолого –педагогическое просвещение и консультации педагогов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с воспитанниками с учетом выработанных рекомендаций.

Таким образом в системе образования психолого – педагогическое сопровождение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагает систему определенных форм работы специалистов образовательного учреждения, в частности педагога-психолога, которые предотвращают и предупреждают проблемы и трудности у детей в период адаптации, корректируют определенные индивидуальные проблемы.

Механизмы реализации программы :

- включение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детско – дошкольную субкультуру, где им необходимо будет проявлять высокую социальную активность;

- общая пространственная социальная организация коллективных действий – общие дела группы, занятия, конкурсы, художественное творчество, групповые мероприятия, таким образом дети сироты будут воспринимать себя через призму общей активности, что стимулирует созревание социальности в личности.

- социально, духовное и предметное обогащение деятельности – участие в акциях помощи престарелым людям, экологических мероприятиях, организация школьных мероприятий.

Именно такие педагогические мероприятия обеспечивают высокий уровень прохождения социальной aдаптации, развития мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализация ее лучших сторон.

Материально – техническое обеспечение предусматривает:

наличие звуковоспроизводящей аппаратуры, мультимедийных средств и других средств для приема и передачи информации.

Предполагаемые результаты:

- успешная адаптация ребенка в группе, учреждении детского сада;

- улучшение микроклимата в группе;

- усиление роли семьи в воспитании детей;

- составление социального паспорта семьи - социализация детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- адекватное взаимодействие в повседневной жизни;

- повышение эффективности в сферах межличностного общения;

- социально-бытовая адаптация к самостоятельной жизни;

- способствование формированию навыков здорового образа жизни.

Список опекаемых детей

№ Ф. И. ребенка Посещаемая группа

Этапы взаимодействия педагога – психолога с семьей и педагогами

1.) Подготовительный этап. На этом этапе составляется социальный паспорт семьи, уточняются необходимые данные о финансовом, эмоциональном благополучии семьи.

2.) Знакомство с семьей. На данном этапе происходит знакомство с семьей и ребенком.

3.) Диагностический этап. Соответственно, на этом этапе происходит диагностика особенностей взаимодействия взрослых и детей, эмоционально – поведенческие стереотипы. Также применяются опросы, анкеты.

4.) Консультативный этап. Проводятся необходимые консультации на основе диагностических данных и по запросам педагогов, родителей, руководства. Консультативная работа по запросам, анализ диагностических данных.

Календарно – тематический план работы

№ Дата Содержание деятельности

1. сентябрь Составление социального паспорта семьи

2. октябрь - ноябрь Информационно – просветительская работа «Способы эффективного взаимодействия с ребенком». Консультирование по интересующим темам.

3. ноябрь-декабрь Анкетирование «Особенности развития ребенка». Консультации «Особенности усвоения ребенком программы ДОУ»

4. январь - февраль Информационно – просветительская работа «Страхи у ребенка»

5. март –апрель Профилактическая работа «Игры социально – коммуникативной направленности»

6. май Анализ работы творческой группы, корректировка мероприятий на следущий год.

Список использованных ресурсов:

1. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Спб. – М. : Университетская книга – АСТ, 1996.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : ЧеРо, Сфера, 2003.

3. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург: АРД Лтд, 1997.

4. Дереклеева Н. И. : 1- 4 классы. – М. : ВАКО, 2007.

5. Кипнис М. Тренинг коммуникации (серия «Действенный тренинг»). М. : «Ось-89», 2004.

6. Кипнис М. Тренинг творческого мышления (серия «Действенный тренинг»). М. : «Ось-89», 2004.

7. Кипнис М. Тренинг семейных отношений (серия «Действенный тренинг»). М. : «Ось-89», 2004.

8. Колорозо Б. Дети этого достойны только потому, что они дети. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003.

9. Обухова Л. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М. : Генезис, 2001.

11. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. – М. : ВАКО, 2005.

12. «Семья. Прочность, цель и назначение». Московская педагогическая академия. Изд. 2-е. М. : 2008.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей в период адаптации в ДОУ
Опубликовано: 11 апреля 2025 в 16:40
+62Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей в период адаптации в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Мананникова (УИ 1831735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 апреля 2025 пятница
Осваиваем пальчиковую живопись!
Александр Невский — защитник земли Русской!
Встречаем теплый ветер, изучаем свойства ветра!
Страстная пятница
День всемирного наследия!
19 апреля 2025 суббота
Всемирный день первоцветов!
Подснежник
Одуванчик
Ландыши
В этот день Иван Федоров начал работу над первой отечественной печатной книгой «Апостол».
Типография для детей
История книги в России
День памяти о геноциде советского народа
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОв
Устраиваем большую стирку!
Праздник цирка!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД