Кравцова Мария
Конспект НОД в средней группе «Предметный мир»
Цель: Расширять представления об окружающих предметах.
Образовательные задачи:
1. Учить детей группировать предметы, необходимые для жизни человека (предметы для уборки, обувь, посуда.)
2. Совершенствовать знания детей о назначении, функции предметов.
3. Закреплять умения детей классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Предметный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
4. Активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда», кухонная посуда», «столовая посуда», «чайная»
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание восприятия.
2. Развивать познавательную деятельность, интерес к рукотворному миру.
3. Закреплять умение рассуждать, объяснять.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
2. Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Предварительная работа. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
Рассматривание иллюстрации на тему «посуда»
Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие»
Методическое и дидактическое обеспечение:
Герой - бабушка Федора, красивая коробка, перевязанная яркой лентой, в ней лежит книга Чуковского «Федорино горе». Предметные картинки орудий труда (веник, ведро, совок, обуви (тапочки, ботинки, сапоги, валенки, посуды (кружка, тарелка, ложка, вилка)
Кукольная посуда в коробке:
чайная (блюдце, кружка, сахарница, чайная ложка);
кухонная: (кастрюля, нож, чайник, сковорода, поварешка)
столовая: (тарелка, стакан, вилка, ложка столовая)
Слоеное тесто, формочки, легкая музыка.
Ход занятия.
Воспитатель вносит коробку, восхищается, какая она красивая, какой на ней яркий бант, приговаривая: Интересно, что в ней лежит?"
Развязывает бант, открывает коробку и разворачивает сюрприз. Демонстрирует детям яркую книгу К. И. Чуковского «Федорино горе»
Воспитатель. Ребята, какая замечательная книга!
Показывает детям обложку, пролистывает, показывает картинки.
Дети вместе с воспитателем вспоминают по первым строчкам сказку, название, героев, что с ними случилось.
Воспитатель. Ребята, какое горе случилось у бабушки Федоры?
Ответы детей.
Читает отрывок.
. А посуда вперед и вперед,
По полям, по болотам идет.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу!»
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»…
Воспитатель. Ребята, почему посуда ушла от Федоры?
Ответы детей.
Правильно, ребята, бабушка не ухаживала за посудой, вот посуда и обиделась на хозяйку. Ушла в лес и не захотела возвращаться.
Ох, горе Федоре, горе!
Воспитатель сообщает детям, что к ним пришла бабушка Федора.
Вносит куклу, дети здороваются.
Воспитатель. Ребятки, чем мы можем помочь бабушке?
Ответы детей.
Выслушав детей, воспитатель хвалит их за отзывчивость, к пожилому человеку.
Бабушка Федора просит детей помочь ей навести в доме порядок, все вещи разложить на свои места.
Бабушка Федора: Ох, ребятки, хотелось чтобы, на верхней полке видеть предметы для уборки».
Первую картинку ставит воспитатель.
Дети подходят к столу, берут по одной предметной картинке, рассматривают и раскладывают: на верхнюю полку - предметы для уборки, на среднюю обувь, на нижнюю - посуду. По окончании выполнения задания дети садятся на стульчики и рассказывают, как они разложили предметы, перечисляют их, называют обобщающее слово, назначение.
Какие предметы вы разложили на средней полке? Назовите их.
Назовите, одним словом. Для чего эти предметы нужны бабушке?
Бабушка Федора хвалит детей, благодарит, обещает ребятам, впредь бережнее относится к вещам.
Бабушка Федора: Ох, надеюсь, ребятки, что посуда ко мне вернется!
Воспитатель.
Делает вид, что слышит звуки, будто что-то бренчит, стучит, вносит коробку (погреметь) с кукольной посудой.
Бабушка Федора (узнает свою посуду, радуется) :
Уж, не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать"
. Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будите опять
Словно солнышко сиять.
Воспитатель выставляет посуду на стол. Дети рассматривают её.
Воспитатель: Бабушка Федора, а ты знаешь, какую посуду можно ставить на стол, чтобы встретить гостей? А в какой посуде ты будешь готовить?
Бабушка. Ой, позабыла я. Что мне делать?
Воспитатель предлагает детям подсказать, разобраться в посуде.
Дети соглашаются.
Воспитатель. Ребята, если бабушка решила приготовить обед: сварить суп и пожарить котлеты, какая посуда ей понадобится?
Ответы детей.
Где готовят еду?
Как называется посуда, которая нужна для приготовления еды?
Назовите, одним словом?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает подгруппе детей выбрать кухонную посуду и поставить на стол с соответствующей картинкой - ориентиром. Предлагает на обед приготовить любимый бабушкин суп-борщ.
Массаж спины «Суп»
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего.
Чики-чики-чики-ща! (похлопывать ладонями)
Вот капуста для борща.
Покрошим картошки (постукивать ребрами)ладоней.
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку, да зубок чесноку. (поколачивание кулачками)
Чики-чики-чики-чок
И готов борщичок! (поглаживание ладонями)
Воспитатель. Обед мы приготовили! Давайте накормим бабушку! Какую посуду мы возьмем для обеда?
Ответы детей.
Как вы думаете, как называется посуда для обеда за столом?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает подгруппе детей выбрать столовую посуду и перенести на стол к соответствующему ориентиру. Воспитатель обращает внимание детей на оставшуюся посуду.
Ребята, назовите, какая посуда осталась на этом столе?
Ответы детей.
Верно! Как называется посуда для того, чтобы пить чай? Назовите, одним словом.
Воспитатель хвалит детей, которые назвали сахарницу, или молочник, отмечает, какое трудное слово знают. Показывает Федоре, как дети расставили на столе посуду, просит ребят повторить какая посуда - кухонная, столовая, чайная. Бабушка обещает ребятам хорошенько запомнить, благодарит.
Итог.
Ребята, мы молодцы! У нас получилось помочь Федоре, потому, что мы были дружными и добрыми! Чем помогли бабушке Федоре?
Дети вспоминают: прибрали вещи, разложили на свои места, рассказали о посуде.
Если бабушке понадобиться вновь помощь, можно к нам обратиться!
Бабушка Федора. (Вносит на подносе тесто, обращается к детям).
Ой, мои ребятушки, давайте я вас чаем напою. Вот у меня и тесто приготовлено, сейчас угощения настряпаю! Вот только одной-то мне не справиться.
Воспитатель сообщает, что ребята, помогут бабушке к чаю печенье настряпать. Предлагает детям пройти за отдельные столы, взять формочки, скалки. Дети лепят из соленого теста угощения, раскладывают на тарелочки, ставят на стол, угощают Федору.
Во время лепки звучит веселая музыка