Светлана Сафронова
Предметный мир как источник познания детьми социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный мир как источник познания детьми социальной действительности
Проблемой изучения предметного мира в прошлом занимались такие великие учёные – педагоги как Я. А. Коменский, М. Монтессори Ф. Фребель, и другие выдающиеся личности. На современном этапе данную проблему рассматривали О. В. Артамонова, Р. Л. Берёзина А. Н. Леонтьев, Г. М. Лямина, С. Л. Новосёлова, и другие. Они изучали предмет с разных сторон :
Публикация «Предметный мир как источник познания детьми социальной действительности» размещена в разделах
- предмет как орудие деятельности: предметной, игровой (Е. В. Зворыгина, В. Я. Кисленко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Новосёлова и др.);
- предмет для развития сенсорных способностей, способностей к творчеству и формирования элементарных математических представлений (О. В. Артамонова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Н. Н. Поддъяков, и др.);
- предмет как средство эстетического воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, Т. С. Камарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.);
- предмет как объект работы по развитию речи у детей (Г. М. Лямина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова и др.).
Предметы имеют большое значение для процесса социализации детей дошкольного возраста, они окружают малыша с момента рождения и сопровождают всю жизнь.
Именно в предмете материализован социальный опыт человечества, накопленный на протяжении веков.
Предметы входят в жизнь ребёнка, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, ещё до того, как он научится с ними действовать.
Эта важная функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем.
Предметы помогают сохранить тепло, питаться, двигаться, т. е. обеспечивают жизнь человеку как биологическому существу.
Познавая предметы, малыш постепенно овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделяет полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Следующей важной функцией предметов является функция, способствующая ориентировке ребёнка в окружающем мире. Через предмет ребёнок узнаёт, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и тёплый, и холодный, и гладкий, и шершавый, и солёный, и сладкий.
Малыш овладевает способами действий с предметами, что помогает ему приобретать "власть" над миром, в котором он живёт. У ребёнка появляется желание познавать мир. Именно предмет вводит малыша в мир взрослых людей, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие личности. Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.