Анастасия Афанасьева
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: Афанасьева Анастасия Александровна, Шевалье Елена Васильевна.
Добрый день, уважаемые коллеги! Воспитанники нашей группы – это дети четвертого года жизни.
Приёмная это то место, с чего начинается наша группа, поэтому мы стараемся, чтобы наша встреча была радостной, яркой для детей и полезной для родителей.
Начинается наша встреча с воспитанниками с уголка «Здравствуй, я пришёл!». А для родителей представлена информация : по безопасности, тема недели называется: «Неделя дружбы».
Публикация «Предметно-развивающая среда во второй младшей группе» размещена в разделах
Так же имеется уголок демонстрации творческих достижений воспитанников, работы детей соответствуют тематике недели. Здесь вы видите коллективную работу «Дружба начинается с улыбки» и «Солнце дружбы».Создавая эти коллективные работы мы решали задачу нравственного воспитания (дети учились общаться спокойно, без крика, воспитывалось доброжелательное отношение друг к другу).
Развивающую предметно-пространственною среду простраиваем в соответствии с задачами программы, с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников.
В этом возрасте развивается речевая активность. На четвертом году жизни ребенок активно использует много новых слов. В решении задачи развития речи и в задачи развития духовно-нравственных качеств личности нам помогает книжный уголок. Хозяйкой этого уголка является матрешка. Мы продолжаем использовать потешки для привлечения внимания детей. Потешка воспитывает, учит понимать, что хорошо, что плохо. Данный вид устного народного творчества можно использовать в разных режимных моментах.
Пословицы и поговорки оказывают воспитательную работу (одеваясь на прогулку медлительному ребенку можно сказать «семеро одного не ждут».
Сказки помогают разобраться детям что хорошо, что плохо, учат отличать добро от зла. Расширяют кругозор: развивают, речь, воображение. Развивают нравственные качаства: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Например, сказка «Теремок» учит дужелюбию, «Снегурушка», «Лиса и заяц» взаимопомощи. Также имеется картотека (потешки, заклички,стихи и т. д.). Вся литература подобрана по возрасту в соответствии с программой.
Также в речевом развитии нам помогает уголок изобразительной деятельности, где есть игры направленные на развитие творческих способностей ребенка. Имеются раскраски подобранные к теме недели. Решать задачу приобщения к народному творчеству нам помогает альбом дымковской игрушки. В этом году мы изучаем дымковскую роспись.
Далее решать задачу развития речи и духовно-нравственных качеств помогает музыкально-театральный уголок. Встречает детей хозяйка уголка неваляшка. Также в помощь воспитателю есть потешки для привлечения внимания детей.
Хотелось бы сделать особый акцент на этом уголке. Здесь в полном объеме представлены все сказки по программе на этот год. Использованы разнообразные виды театра. Стаканчиковый театр «Гуси-лебеди», театр на крышках «Кот, лиса и петух», театр на коре «Волк и козлята», театр на соуснике «Мена», на прищепках «Колобок», «Лиса и журавль», на тарелках «Снегурушка». Также есть магнитный театр, пальчиковый, перчаточный : на помпонах, фетровый, ниточный: «Теремок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики», «Лиса и заяц». Кончно же здесь и куклы бибабо. Также, особо обращаю внимание, имеется полный комплект персонажей на все сказки по программе на ложках.
Народные музыкальные инструменты помогают снять стресс, напряжение, раздражительность. (Трещотки, металофон, шум дождя, гитара, гармошка, бубенцы). Имеются музыкально-дидактические игры и альбом народных инструментов (демонстрационный материал).
Так же важной задачей развития ребенка этого возраста является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений.
Поэтому мы продолжаем целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах.
В решении этих задач нам помогает сенсомоторный уголок. В котором достаточное количество игр на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Различные вкладыши, пирамидки, шнуровки. Имеется также набор деревянных игрушек. Все инструкции к играм находятся в корзине для инструкций. На инструкции есть номер соответствующий номеру на корзинке с игрой.
Хочу обратить ваше внимание. Если в прошлом году, решая задачу сенсорного восприятия, у нас были только четыре основных цвета, то теперь в нашей среде появились оттенки. Вы сможете проследить их по всей среде (розовый,голубой,белый).
Учитывая гендерное развитие созданы уголки для мальчиков и девочек. При создании этих уголков учитывался один из принципов федерального государственного образовательного стандарта: создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
В уголке конструирования представлен различный конструктор. К каждому конструктору есть образец. Помощь взрослых – обязательное условие в играх с конструкторами. Здесь мы тоже старались придерживаться одного из принципов ФГОС ДО: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей. В гараже с машинами дети обыгрывают игровые ситуации, катают игрушки. Сегодня это гараж, а завтра дом.
Здесь также решается задача сенсорного развития. Появились кроме основных другие цвета (розовый, голубой, серый). Также с этого года мы формируем первичные представления о безопасном поведении на дорогах, знакомим детей со светофором (макет и светофор).
Теперь приглашаю вас уголок для девочек. Один из видов игры этого периода – сюжетно - ролевая игра. С помощью сюжетно-ролевой игры решаем задачу развития речи. В игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. У нас появилась больница, где девочки лечат кукол, В парикмахерской делают прически. Обыгрывются различные ситуации так решается задача развития речи.
Поскольку мы продолжаем решать задачу духовно-нравственного воспитания, то было решено создать два уголка: современная квартира и изба. Дети обыгрывают различные ситуации в квартире и также знакомятся с русским бытом (русская печь, сито, деревянная посуда, чугунок).
Особенностью этого возраста является широкое использование предметов-заместителей. Поэтому помимо детской посуды есть много предметов заместителей. Использование этих предметов позволяет значительно расширить рамки хорошо знакомых сюжетов и придумывать собственные сюжеты. Так игра становится по настоящему творческой.
В уголке экспериментирования дети имеют возможность экспериментировать с водой, песком, различными природными материалами. (тонет- не тонет, катится -не катится).
В решении задачи двигательной активности и сохранения здоровья детей нам помогает физкультурный уголок. Здесь нас встречает хозяйка уголка –веселая гусеница Фита (Фита потому что ее голова и туловище состоят из фитбольных мячей). Для профилактики плоскостопия имеются массажные дорожки.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы является основным средством формирования личности ребенка, а также источником его знаний и социального опыта.