Елена Шестопалова
Предметно-развивающая среда в старшей группе. Часть первая
В старшей группе «Росинка» создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование современных образовательных технологий, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.
Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям.
Публикация «Предметно-развивающая среда в старшей группе, Часть первая» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
Организация предметной среды в группе подчинена цели психологического благополучия ребенка, поэтому она построена так, чтобы гибко и вариативно использовать пространство.
Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена.
Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе.
Обстановка в группе приближена к домашней.
Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Пространство группы организовано в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов.
Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности является здоровьесберегающим эстетически привлекательным доступным детям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547727060.jpg)
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован природный уголок. Здесь представлены модели, отражающие взаимосвязь живой и неживой природы, дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Публикация Предметно развивающая среда в старшей группе Часть первая размещена в разделах Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547727207.jpg)
В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений, а коллекции минералов, ракушек, камней, гербарии позволяют детям получить представления о многообразии мира природы.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Мебель соответствует возрасту и росту детей закреплена](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547727319.jpg)
В нашей группе существует «Лаборатория – это зона для детской экспериментальной деятельности, располагается рядом с природным уголком, здесь находятся природный материал, принадлежности для игр с водой и песком, различные колбочки, бутылочки, материалы для экспериментирования. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547727468.jpg)
В «Лаборатории» с помощью лупы, простейших опытов и экспериментов, дети «открывают» свойства воды и воздуха, магнита и т.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547727582.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно-ролевой игры: Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 РППС развивающий эффект обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547728039.jpg)
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Обстановка в группе приближена к домашней](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547728150.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен это максимально освобождает центр для игр детей развития их двигательной активности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547728262.jpg)
Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.
Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Предметно пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС где чётко прослеживаются все пять образовательных областей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547728527.jpg)
Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья», «Мастерская», «Моряки», «Космонавты», "Кафе", "Школа", "Библиотека".
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован природный уголок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547728663.jpg)
Для всех игр приготовлены пособия, материалы, оборудование для повышения интереса детей к играм.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Здесь представлены модели отражающие взаимосвязь живой и неживой природы дидактические игры по темам климат растительный и животный мир природные зоны земного шара и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547728969.jpg)
Театральный уголок – зона театральных игр. Здесь находятся атрибуты для различных видов театра, куклы и элементы костюмов; музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, атрибуты для игры в «певцов» (микрофоны, музыкальные игры, что позволяет детям использовать в процессе игр-драматизаций атрибуты из разных функциональных зон. Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях, раскрытию творческих способностей наших воспитанников.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений а коллекции минералов ракушек камней гербарии позволяют детям получить представления о многообразии мира природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547729621.jpg)
А самостоятельные инсценировки, концерты, театральные этюды, дидактические музыкальные игры стимулируют развитие творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 В Лаборатории с помощью лупы простейших опытов и экспериментов дети открывают свойства воды и воздуха магнита и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547730018.jpg)
Центр безопасности: Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделяется созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно- печатные игры.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра специфика которой заключена в условном характере действий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-186303-1547730121.jpg)
Продолжение следует.
Спасибо за внимание!