Татьяна Карасева
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Развивающая предметно – пространственная среда
Воспитатель- Карасева Т. Г.
«Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира»
Е. И. Тихеева
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе» размещена в разделах
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды а группе.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет – от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок.
Я хочу рассказать вам о образовательной среде, созданной для комфортного пребывания воспитанников в нашем дошкольном учреждении, Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием
Основополагающей целью является
создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую
деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать
собственные возможности.
Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Доступность среды, что предполагает :
--доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
-- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организацию развивающей среды в группе я строю таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Таким образом, я пытаюсь обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающую среду я организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
развивающие игры,
технические устройства и игрушки,
модели,
предметы для опытно-поисковой деятельности, микроскоп, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;
большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
В группе необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,
Так же у нас есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред» :
для речевого развития,
математического развития,
эстетического развития,
физического развития,
которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием
Создавая предметно-развивающую среду в группе необходимо помнить :
Среда должна выполнять :
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организованную,
коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
Я считаю, что очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, моя задача лежит в мотивации их деятельности, обеспечивая ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среда в нашей группе в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Для решения всего выше изложенного предлагается следующее :
1) педагоги ДОУ должны научиться проектировать свою деятельность;
2) педагогам ДОУ необходимо расширить границы применения
современных образовательных технологий;
3) педагоги ДОУ должны выстраивать отношения с участниками
образовательного процесса на основе развивающей педагогики.
А самое главное это мотивация педагогов ДОУ к совершенству мастерства и профессиональному росту.