Татьяна Скороходова
Предметно-развивающая среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. При организации предметной среды в групповом помещении мы воспитатели, старались учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его самостоятельности, инициативы и творчества.
Публикация «Предметно-развивающая среда в старшей группе» размещена в разделах
Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, было организовано на основе следующих принципов.
Принцип индивидуальной комфортности - заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора.
В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, в групповой комнате, подобраны в приятной для глаз светло-желто-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей, что мы непременно старались соблюдать.
Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, осторожно подходили к вопросу насыщения группы игрушками, чтобы среда не выглядела перенасыщенной и калейдоскопичной.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.
Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.
Театральный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.
В «Театральном центре» размещается: ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра. В подготовке пальчикового театра активное участие приняли родители.
Наш «Центр природы» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем есть растения, требующие разных способов ухода, для этого приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, инвентарь для рыхления, пульверизатор, а также: календарь времени года, календарь погоды, календарь дней недели.
Для центра искусства "Юный художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей: карандаши, цветные мелки, акварельные краски, тушь, гуашь, пластилин, стеки, кисти, банки ля воды, Подставки для кистей, розетки для клея, салфеточки, раскраски, бумага разной фактуры, трафареты с различной тематикой.
«Библиотека»- содержит любимые книги детей, и книги, рекомендованные по программе, а также энциклопедии, журналы н-р «О достопримечательностях Москвы» и т. д.
«Центр по патриотическому воспитанию», где размещены: символика России (флаг, герб, а также портрет президента В. В. Путина, изображение Кремля, куклы-матрешки как национальный сувенир. Детскому обзору был предоставлен журнал о Жердевке, где дети узнали много интересного.
«Математический центр» или «Островок размышлений» состоит из счетных палочек, счетного материала (мелких геометрических фигур, комплект цифр - веера, набора объёмных геометрических фигур, рабочих тетрадей по математике, настольных игр «Части суток», «Составляем число из единиц», кубики с цифрами - «Учимся считать», настольные счеты, деление предмета на равные части(2,4) и т. д.
«Центр речевого развития». Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания: «Мыльные пузыри», воздушные шары, надувные игрушки. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки). Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
«Центр дидактических игр» содержит «Назови профессии», «Лото - дикие животных», «Лото фруктов», «Карточки для умок и умочек», - «Лото - морские рыбы», - «Лото- музыкальные инструменты», «Лото-грибы» т. д.
«Центр развития мелкой моторики» содержит игры: «Нанизываем бусы», «Шьём цифры», «Мозаика», «Пазлы», «Лепим из пластилина», «Выложи мишку из частей», «Обведи по точкам», «Вырежи картину» и т. д.
«Музыкальный центр» состоит из: металлофона, дудочек, бубна, губной гармошки, барабана, деревянных ложек, колокольчика, шумового инструмента, магнитофона, аудиокассеты с записью детских песенок.
«Центр конструирования», хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен, дети легко перемещают его в любое место группы. Содержимое строительного центра крупный и мелкий деревянный строительный материал: кубики, конусы, дуги, кирпичики, пластины, бруски; конструкторы типа «Лего», небольшие игрушки для обыгрывания построек; «Автосервис» : транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, самолет, железная дорога. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях).
Центр английского языка содержит дидактический материал:«Изучаем цвет-разноцветные кубики», «Изучаем цифры», «Называем игрушки по английски» и др.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется «Центр науки» или исследовательский центр. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, кусочки ткани, свечи, лупы мерная посуда и т. д. – все это вызывает у детей особый интерес. На доске дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.
В группе также выделены центры для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Парикмахерская", "Семья" "Магазин", каждый из которых оснащен соответствующим атрибутом. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
"Спортивный центр" с нетрадиционным оборудованием лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, обручами, шнуром, гимнастическими палками, скакалками, булавами, «гантелями», метание в цель, хождение по массажным коврикам и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
"Центр безопасности дорожного движения" интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, также в свободном доступе для детей имеется соответствующий наглядный материал.
«Центр пожарной безопасности», содержит художественную литературу по данной теме и возрасту. Иллюстрации по безопасному обращению с пожароопасными предметами, по правильному поведению детей в экстренных ситуациях, при задымленности, при возникновении пожара. Настольные игры на данную тему.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, «Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Такой центр был организован в спальной комнате, где ребенок чувствует себя спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.
«Мини-музей часов" показать детям разновидность часов: песочные, настенные, наручные и т. д. В организации музея и всей развивающейся среды в групповой комнате огромную помощь оказали родители, но работа на этом на останавливается, мы, воспитатели в тесном сотрудничестве с родителями, и в дальнейшем будем планомерно пополнять и расширять игровые центры.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.