Рабия Яшнова
Предметно-развивающая среда в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим малыша его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В раннем возрасте маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопления опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью. Одним из определяющих факторов для полноценного разностороннего развития малышей является специально организованная среда для игр, отдыха и занятий. Предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональноположительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Публикация «Предметно-развивающая среда в раннем возрасте» размещена в разделах
Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно. Хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки.. И для этого сразу, при встрече с детьми, стараемся создать домашний комфорт и чтобы в детском саду им было уютно. Групповая раздевалка оформлена ярко, красочно, здесь же находится информационный уголок, в котором мы помещаем советы, рекомендации воспитателей, психолога, музыкального руководителя, медицинских работников на специальные темы
(«Адаптация ребёнка в детский сад»,«Развитие познавательной активности»,«Развитие речи детей в условиях семьи», информацию о режиме дня, наших занятиях, меню. В раздевальной комнате у нас есть зеркало,предлагается мягкий диванчик для отдыха, а также оформляются тематические стенды с фотографиями на разные темы: «Мои первые шаги в детский сад», «Учимся, играя», «Мой первый праздник», «На прогулке малыши». Стараемся фотографии сопровождать четверостишями.
Групповое помещение — это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому анализируя программу раннего возраста размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, постарались создать оптимальные условия предметно - развивающей среды в группе для осуществления той или деятельности в разных образовательных областях.
Каждая образовательная область имеет свои цели и задачи.
При организации предметно-развивающей среды мы опирались на следующие принципы:
- разнообразие,
- стабильность,
- доступность,
- эмоциональность,
- гибкость.
В результате были обозначены следующие центры:
- Для решения задач образовательных областей
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» в группе оборудован центр двигательной активности. Одной из основных потребностей ребё нка 2-3 лет является потребность в движении: мы совершенствуем умения в разных видах ходьбы, учим преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, развиваем умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование.
Область «Познание» представляет :
- Центр развивающих игр. В данном месте собранны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Частью центра является дидактический стол (пирамидки, вкладыши, горки для катания предметов).
- Песок –вода. Организуя игры с песком и водой мы знакомим детей не только со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребёнка. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Образовательную область «Социализация» представляет :
- Центр игровых двигательных модулей. Технические игрушки:машины, тележки, каталки (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора и т. д., коляски. Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами – здесь чаще всего играют мальчики.
- «Жилая комната». Для успешного развития ребёнка важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражают взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель : кухня, кровать, гардероб, гладильная доска и т. д. Игрушки: куклы, комплекты постельного белья, наборы одежды для кукол и т. д. Таким образом уже в этом возрасте мы используем гендерный подход.
- Любования и ряженья перед зеркалом - необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Для этого у нас имеются фартучки, платочки, юбочки, шляпы.
Образовательная область «Художественное творчество» :
- Центр изобразительной деятельности (свободно раскручивающий рулон бумаги, двусторонний мольберт для рисования, карандаши и т. д.)
-Драматизации и театральной деятельности (пальчиковый театр- вязаный и сшитый, театр картинок - для фланелеграфа, театр сказок из кукол би-ба-бо, шапочки и костюмы для драматизации).
Рядом с ним находится книжный уголок, который представляет образовательную область» Художественная литература». Дети очень любят рассматривать книги и большие и маленькие. Их у нас в достаточном количестве. Объясняем, как нужно смотреть книгу, перелистывать страницы. Они уже знают, что нельзя сидеть или лежать с книгой на полу, что удобно смотреть за столом, так книги дольше сохранятся. Ну, а если где-то порвалась страничка, ремонтируем вместе.
- Центр музыки представляет образовательную область «Музыка». Поскольку раннее детство - период благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования
ребёнка со звуками. В группе имеются музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчики, дудочки, металлофон. Очень часто в группе у нас звучит музыка: народная,классическая, песни из мультфильмов, детские песни, сказки, колыбельные.
Такая организация предметно-развивающей среды, является наиболее рациональной. Она учитывает основные направления развития ребёнка раннего возраста и способствует его благоприятному развитию.