Светлана Чопей
Предметно-развивающая среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л. Новосёлова).
При построении предметно- пространственной среды учитывала нормативные документы:
-Письмо Минбразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
-Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Публикация «Предметно-развивающая среда группы» размещена в разделах
-Постановление о «Санитарно- эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогическая среда» (С. Т. Шацкий, «общественная среда ребёнка»(П. П. Блонский, «окружающая среда» (А. С. Макаренко).По мнению С Выготского, П. Я Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д Б. Эльконина и др., развивающая среда- это определенным образом упорядоченное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно- гигиенических, эргономических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель: обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
Эта цель достигается за счё т решения следующих задач:
1. создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребёнка;
2. предоставление каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
3. введение стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребёнка;
4. активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребёнка, проявления и развития его индивидуальности;
5. ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определённые свойства :
*гибкость;
*непрерывность;
*вариативность;
*интегрированность;
*открытость;
*установку на совместное деятельное общение.
Развивающая среда как социальное и предметное окружение, в котором ребёнок живёт и развивается, традиционно рассматривается как значимый фактор социализации и формирования личности. Образно говоря, всё окружающее выступает для ребенка раскрытой книгой, из которой он сам того не осознавая, непрерывно черпает материал для обогащения памяти и сознания.
Так что же собой представляет «социализация» и «индивидуализация».
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребёнка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребёнка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а мир смыслов, правил, норм и ценностей. «Проводниками» социализации для ребёнка сначала являются родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели.
Индивидуализация- учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, в том числе при организации развивающее предметно- пространственной среды.
Предметно-пространственная организация образовательной среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А систематическое дополнение и обновление среды способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
На основе концепции предметно-развивающей среды В,А, Петровским и др. выделены принципы построения развивающей среды :
-принцип дистанции, при взаимодействии;
-принцип активности, самостоятельности, творчества;
-принцип стабильности-динамичности;
-принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
-принцип гендерного различия детей.
Пространство наше группы «Улыбка» оформлено просто, но в определённом стиле, в специально подобранной цветовой гамме.
Помещение группы распределено на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек, стеллажи поставлены к стенам и хорошо прикреплены.
Развивающая среда включает в себя совокупность пространств:
1. интилектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интиллектуального освоения является игра.
2. физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
3. игрового развития;
4. экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все разнообразие и неповторимость естественных природных форм;
5. речевое пространство;
Несколько раз в год я вместе с детьми по собственному замыслу меняем пространственную среду. Для таких целей использую ширму, которая трансформируется (это может быть дом, больница, магазин, пароход и. т. д, различные отрезы тканей, коробки, различные контейнеры.
Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всё м многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты:
*бытовые;
*трудовые;
*общественные.
Групповое помещение разделено на 3 сектора: активной деятельности, спокойной, и рабочей деятельности.
Центр активной деятельности разделён по гендерному принципу,который представлен силуэтами мальчика и девочки.
В центре спокойной деятельности находится «уголок уединения», который трансформируется и перемещается по группе. Здесь дети могут посидеть и отдохнуть, посмотреть книги, картинки, различные журналы и. т. д.
Рабочий центор оснащен различным материалом для конструирования, нетрадиционным оборудованием для продуктивной деятельности, для развития мелкой моторики пальцев(«белый песок»- манная крупа, для познавательно- исследовательской деятельности, материалы для физического развития, а также для познавательно- речевого развития.
Безусловно для развития дошкольника невозможна без предметно- пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативы, творчества. Важную роль следует уделить созданию условий для формирования ведущих видов деятельности детей, побуждающих их к совместному общению и взаимодействию друг с другом.
Преемственность воспитания и обучения в детском саду и в семье является непременным условием развития личности ребёнка. Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными.
Использование различных форм работы с семьями воспитанников: родительских клубов, консультаций, вечеров отдыха позволило мне вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
Так на одном из заседаний родительского клуба совместно педагогом – психологом было проведено анкетирование родителей на тему «Инициатива взрослого в игровом общении с ребёнком». Основная цель анкетирования – получить представление о степени игровой инициативы взрослого в общении с ребёнком дома, желании взрослого признавать ценность игровых интересов ребёнка. В опросе приняли родители в возрасте от 25 до 40 лет. В результате анализа анкетных данных выяснилось, что 85% родителе считают детскую игру «жизненно необходимым условием для развития и взросления ребёнка».15% оставили вопрос без ответа. На вопрос: «Любит ли играть ребёнок?» - 95,5 % родителей ответили утвердительно. Отвечая на вопрос: «в какие игры чаще всего играет ребёнок дома?» - родители чаще всего свои ответы «привязывали» к видам игрушек. Ответы родителей на вопрос о видах имеющихся дома игрушек имели явную привязанность к полу ребёнка. Себя в качестве игрового партнёра ребёнка родители указали менее чем в 50% ответов, в 88% называли сверстников, бабушку. Хотя 99% родителей отметили, что ребёнок просит их поиграть с ним. Охотнее родители признают игру как дидактическое средство для развития интеллекта, а другие свойства игры (источник диалогового общения с ребёнком, доверия, близости, средство укрепления авторитета взрослого) чаще всего закрыто для взрослого. На основе полученных данных нами спланированы мероприятия для родителей: консультации оформление памяток. Буклетов по повышению их игровой культуры.
Таким образом, развивающая среда-это социокультурное и педагогическое пространство в рамках которого структурируется несколько взаимосвязанных пространств,создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в неё субъекта.
Перспективы моей дальнейшей работы:
- создание условий для реализации индивидуальных способностей, интересов, потребностей на основе обогащения содержания предметно – пространственной среды;
-приобщение родителей к «благоустройству предметно-развивающей среды»
-насыщение среды трансформируемой мебелью