Светлана Кауфман
Предметно-развивающая среда первой младшей группы
Физкультурно-оздоровительный центр «Крепыши»
Физическое воспитание детей раннего возраста способствует укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений. А также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычку к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.
Публикация «Предметно-развивающая среда первой младшей группы» размещена в разделах
Центр содержит в себе традиционное и нетрадиционное физкультурное оборудование (горка, игрушки-каталки, крупные детали мягкого модуля, ребристые дорожки и массажные коврики, разнообразные пособия (мячи различных размеров, ленточки, кегли, обручи, скакалки, игрушки, мешочки с песком, клубочки, колокольчики, вертушки и многое другое).
Для самомассажа рук используем мячи «ежики» и счеты «кругляши. В доступе разнообразные маски животных и птиц, они необходимы для игровых упражнений и впоследствии подвижных игр.
Центр сенсорного развития «Развивайка»
Центр сенсорного развития для первой младшей группы предназначен для развития восприятия детей, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В сенсорном уголке в полном объеме представлены игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов (различные виды пирамидок, матрешки неваляшки, стаканчики, различные виды шнуровок, звучащие кубики (полые с разными наполнителями, рамки вкладыши, объемные вкладыши 2-5 местные, мягкие тактильные игрушки со звучащими деталями, доски, бусы и предметы для нанизывания, напольная мозаика, кубики для складывания картинок из 4-х частей.
Также в сенсорном уголке представлены разные виды конструкторов: напольных, настольных, конструкторов сказок, а также мелкие игрушки для обыгрывания построек. Дидактическое пособие «Развивающий куб» и «Черепаха» условия для обогащения чувственного опыта детей в процессе увлекательной игры.
Центр игры «Маленькие хозяйки» (в него входят игровой модуль «Семья», «Шоферы», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»)
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Сюжетно-ролевая игра «Дом» В играх дети раннего и младшего возраста отражают впечатления, получаемые в реальной жизни. Для этого в группе оформлен уголок, включающий кухню (газовая плита, мойка, разделочный стол) и обеденную зону. Для оснащения выбрана яркая кухонная и столовая посуда крупного размера. В группе имеются кукольные коляски, гладильная доска, утюжки, кроватка с набором постельного белья, ванночка и куклы больших размеров с наборами одежды.
Для сюжетно-ролевой игры «Магазин» детям предлагаются корзины с продуктами (овощами, фруктами, молочными напитками, соками и пр.) касса и весы.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», помимо игрового модуля с зеркалом имеется халатик-туника, инструменты парикмахера и различные заколки, гребни, ободки, банты.
Музыкально - театральный Центр «Колокольчик»
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. В нашем музыкально – театральном центре представлен следующим оборудованием: настольная ширма, магнитофон, куклы би - ба-бо, игрушки для обыгрывания, неваляшки, маски сказочных героев, разнообразные музыкальные инструменты (погремушки, барабаны, металлофоны, колокольчики и дудочки). Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, юбочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Малышам очень нравится наряжаться и танцевать.
Центр природы «Солнышко»
Задача педагога в работе с детьми раннего возраста - заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. В группе есть центр воды и песка, где малыши проводят эксперименты: льют, процеживают сквозь сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, а какие не тонут, из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.