Папки-передвижки

Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС ДО

Галина Кандакова
Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад-это второй дом и для детей, и для нас, педагогов. Свой дом хочется сделать уютным и теплым. А детский сад ещё и максимально развивающим. Поэтому постоянно пополняется и изменяется предметно-развивающая среда не только в группе, но и на прогулочной площадке детского сада. Сделать это не просто: требуется мастерство, творчество и материальные затраты. И как правило, всегда стоит проблема, как оформить площадку так, чтобы каждому ребенку обеспечить возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Публикация «Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах

«Радостное детство» даёт зарядку на всю жизнь…

Ежегодно мы уделяем большое внимание предметно-развивающей среде на уличной площадке детского сада. Это одна из немаловажных целей работы.

При воспитании, образовании и развитии детей в условиях детского сада решается одна из основных задач: сохранить и укрепить здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни. Прогулка является одним из средств оздоровления детей, развития их физически. Прогулка является первым и наиболее доступным средством для закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка – это уникальная возможность обогатить ребенка новыми знаниями. Разбудить в ребенке познавательную пытливость. Нам необходимо дать детям то образование, которое необходимо для их возраста - ощупать каждую вещь, понюхать её десяток раз, совершить с предметом изучения определенные действия, десяток раз осмотреть, десяток раз повторить назначение предмета и т. д. Надо идти навстречу желанию ребенка расширять свой горизонт путём наблюдения живой природы, людей, их труда, их взаимоотношений. В результате чего у детей расширяются возможности к познавательной активности, появляется стремление к исследовательской, творческой деятельности сопровождающееся радостным, удовлетворенным, эмоциональным состоянием.

Для реализации данных задач (т. е. для развития и воспитания личности) необходимо создать такую предметно – развивающую среду, которая бы соответствовала всем нормам и требованиям безопасности в соответствии с СанПиН и ФГОС, а именно – сделать малые игровые формы для игр, установить оборудование для различных движений, которые бы имели привлекательный вид и прочность, и качество изготовления, соответствовали возрасту и силам детей. Так появилась идея обустроить прогулочную площадку для самых маленьких посетителей нашего детского сада. Как создать условия для развития детей? Как создать такую обстановку при которой будут царить атмосфера радости, покоя и тепла? Что включить в предметную среду, чтобы адаптационный период приводил к меньшему напряжению, волнениям, а привыкание проходило быстрее и безболезненнее? Покупка готового оборудования обошлась бы нам не по карману. Проанализировав свой педагогический опыт, составила примерный проект построек с обозначением целей и обратилась к родителям, получив одобрение. Для реализации планов мы:

1. Определили участников реализации проекта

2. Разработали эскизы различных вариантов оформления

3. Решили вопрос обновления пространства участка (постройки, оборудование, цветник.)

4. Продумали обеспечение материально – технической базы (поиск спонсоров, строительного материала: доски, блоки, поликарбонат, краска, рассада цветов, бросовый материал)

5. Распределили совместные действия родителей и сотрудников

6. Подумали о сохранности и уходе за постройками и цветниками

7. Приняли положительное решение об участии в конкурсе «Красивый цветник» на базе ДОУ и в муниципальном фото - конкурсе «Моя лепта в обустройстве посёлка»

Объекты:

1. ПЕСОЧНИЦА – защищает от солнца, имеет красивую, легкую, прозрачную крышу через которую можно понаблюдать за облаками, слушать, как стучит дождь, наблюдать, как искрятся солнечные лучи. Песочница оборудована специальными крышками – требование СанПиН, т. к. находимся в жилом секторе. Широкая столешница вместительна, позволяет удобно посидеть, «испечь куличики» разных размеров и поиграть игрушками.

2. АВТОБУС – один из лучших видов транспорта. Вмещает подгруппу детей вместе с воспитателем. Крыша предохраняет сидячие места от намокания, что немаловажно в осенние холодные дни. Игры по содержанию отражают домашний быт: поездки на дачу, в деревню к бабушке Арине, в лес … т. е. проигрываются эпизоды из своего опыта. Игры носят сюжето-отобразительные действия

3. ДОМИК – на широких сиденьях удобно посидеть, уложить дочку спать, накрыть стол для гостей, посушить белье на балкончике. Внутри помещения есть включатель, висит мягкий светильник. Используется для сюжетно-ролевой игры «Семья» или «Дочки-матери».

4. ГОРКА – с которой можно кататься круглый год, преодолевать страх и ликовать от восторга. Служит для развития физических качеств ребенка.

Дети в адаптационный период чаще не проявляют собственной активности, но, благодаря совместным играм с детьми, мы выполняем основные задачи:

1. Наладить доверительные отношения с каждым ребенком

2. Становимся интересными партнёрами по игре

3. Дарим минуты радости и пытаемся вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игры не продолжительные по времени, повторяются несколько раз. Поэтому немаловажно расположение игровых объектов на площадке таким образом, чтобы было удобно и легко переключить ребенка от одного вида деятельности к другому, меняя сюжет.

Потешки и пестушки возникли как средство общения именно с маленькими детьми и существуют уже не одно столетие. А это означает, что они отвечают некоторым фундаментальным специфическим для данного возраста потребностям детей. Действительно, как показали исследования, эти игры позволяют восстановить эмоциональное равновесие путем своей ритмической организованности. Ритмичные покачивания, поглаживания, похлопывания и сами песенки, которыми они сопровождаются позволяют снять стресс и благотворно воздействуют на нервную систему ребенка - это очень важно в период адаптации – период нервно-эмоционального напряжения.

Так появилась собачка Жучка хвостик закорючка, любимая лошадка, петушок и курочки - самые близкие жизненные персонажи с которыми можно играть и заучивать песенки, строить первые предложения и первые игровые действия.

Для коррекции основных видов движений была изготовлена яркая скамеечка, которую использовали и для развития основных видов движения детей (ходьба по возвышенности, спрыгивание, перелезание). Дети очень любят ритмично произносить: «Я иду, иду, иду – ни за что не упаду». А, самые внимательные, ловкие и хитрые могут попробовать в «березовой роще» спелую земляничку. Эстетично украшенная веранда с семейным заячьим сюжетом призывает к здоровому образу жизни. Зона требует доработки. В планах установить небольшую удобную лестницу, широкую наклонную доску (для ходьбы по наклонной плоскости, разноуровневые «пенечки» и. т. д. А малыши уже успели вкарабкаться вверх: «Раз, два, три – поднимусь и нисколько не боюсь.

Качели - любимейшее место. Здесь бывает хорошо и одному.

Продуманные безопасные клумбы (выполненные из бросового материала) и с любовью выращенные цветы придают эстетичный и законченный вид нашей прогулочной площадке.

Модель оформления базировалась на двух идеях:

1. Создать уют, комфорт на прогулочной площадке

2. Для полного и разностороннего развития создана специальная организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Поставленная задача выполнена. Наша дизайн площадка стала любимейшим местопровождением для детей и получила свое название: «Малыши и малышки в цветочном городе.»

С приходом волшебницы зимы появляются новые развлечения. Это конечно постройки из снега. Для них изначально было оставлено специальное место на площадке. Снежные постройки имеют сюжет и служат для обыгрывания и развития речи детей.

Работа продолжается…

Опыт показал, что именно такая непрерывная деятельность детей в насыщенных созданных условиях создает хорошее настроение приводит к значительному снижению заболеваемости, дети быстрее привыкают к условиям детского сада и развиваются.

Результатом работы удовлетворены и педагоги и родители. Кроме того, работа над проектом позволила установить тесные доверительные отношения между участниками, что значительно облегчает дальнейшие взаимоотношения. Наша цель – это гармонично-развитые дети :

1. Свободные, активные, самостоятельные, проявляющие инициативу и в деятельности и в общении;

2. Открытые для общения со взрослыми;

3. Дружелюбные и терпимые по отношению к сверстникам;

4. Эмоционально отзывчивые на красоту окружающего мира, произведения искусства; на состояние других людей.

Предметно – развивающую среду мы организуем по следующей схеме:

1. Физическая культура

2. Здоровье

3. Безопасность

4. Социализация

5. Труд

6. Познание

7. Коммуникация

8. Чтение художественной литературы

9. Художественное творчество

10. Музыка

Как того требует программа

Дизайн - проект : «Малыши и малышки в цветочном городе.» - проект создания предметно – развивающей среды на прогулочной площадке детей 2 – 3 лет.

Тема проекта: создание предметно – развивающей среды на участке детей младшей группы.

Вид проекта: информационно – проектировочный – презентационный

1. подготовительный

Информационно – проектировочный

2. основной

Практический

3. аналитический

Ожидаемые результаты

4. презентационный

Автор проекта: Кандакова Галина Ивановна – воспитатель младшей группы.

Участники проекта: воспитатели и родители младшей группы.

Сроки реализации: июнь 2012 – август 2013 гг.

База эксперимента: «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» п. г. т. Килемары республики Мари – Эл.

Цель проекта: совершенствование работы по оформлению и благоустройству участка для эффективного проведения прогулок.

Эстетическое оформление и озеленение участка детского сада.

Задачи проекта:

1. Проинформировать родителей о необходимости данной работы.

2. Разработать план – схему участка

3. Обеспечить материально - техническую базу для преобразования площадки

4. Обновить эстетическое пространство участка для игр, отдыха и занятий на свежем воздухе

5. Распределить работу между родителями, организовав субботник

Ожидаемые результаты:

1. Для педагогов - создание эстетически оформленной, содержательной, информативной, разнообразной, динамичной среды детской жизни.

2. для родителей - способствовать гармоничному развитию детей

3. для детей - вызвать положительное отношение к детскому саду, желание посещать его.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУ Путешествие по «Театральным островкам»Предметно-развивающая среда в ДОУ Путешествие по «Театральным островкам» Детский сад – особое учреждение, это второй дом для детей и педагогов. А свой дом хочется украсить, сделать уютным, теплым, не похожим на.

Так я оформила раздевалкуТак я оформила раздевалку В своей группе работаю второй год. Группа досталась неухоженная. Но я стараюсь сделать все возможное, чтобы детям было комфортно и интересно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС ДО
Опубликовано: 24 марта 2015 в 23:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кандакова (УИ 152205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД