Ольга Каданцева
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении вы-ступает ведущей в решении способов организации образовательной деятельности и воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Правильно организованная пред-метно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого разви-тия ребенка и его способностей.
Публикация «Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения» размещена в разделах
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обу-чающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято счи-тать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних по-мещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. В экологической составляющей воспитания границы предметно-развивающей среды расширяются за счет элементов окружающей среды – природных объектов и явлений природы, с кото-рыми ребенок контактирует непосредственно на прогулке.
Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия.
Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необхо-димо рассмотреть понятия: «среда», «развивающаяся среда» и «предметно - разви-вающая среда».
Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функ-ционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Авторы программы «Истоки» определяют понятие развивающей предметно - про-странственной среды детства. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонен-тов. Развивающая предметно-пространственная среда детства – система, обеспечиваю-щая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.
Федеральные государственные требования определяют требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: ин-формативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообраз-ности и трансформируемости.
В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к ок-ружающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ребенка.
Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятель-ности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения (С. Л. Новоселова).
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть ото-рван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требова-ние к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Кон-цепции построения развивающей среды в ДОУ», В. А. Петровским также отмечается, что качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творче-ства детей.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых ми-нут его жизни и становится развивающей при условии, если обеспечивает формирова-ние активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка ус-ловия творческого, познавательного, эстетического развития.
Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятель-ности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Для организации предметно-развивающей среды, необходимо соблюдение условий, обеспечивающих полноценное развитие и формирование личности ребенка:
1) соответствие возрастным особенностям детей;
2) многофункциональность предметно-развивающей среды;
3) открытая, незамкнутая система функционирования;
4) обеспечение активного, познавательного отношения к окружающей среде.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важ-нейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, кото-рые имеют свои отличительные признаки.
Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
В среднем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учиты-ваться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, разноплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнооб-разие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Чтобы образовательное пространство обеспечивало развивающую образовательную среду, его необходимо обеспечить определенные свойства в соответствии с федераль-ными государственными требованиями к условиям организации основной общеобразо-вательной программы дошкольного образования :
- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому пере-страиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в дея-тельности входящих в нее элементов;
- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скры-той от глаз воспитанников позиции педагога.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо :
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетае-мыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам дейст-вий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых (Г. Н. Люби-мова, С. Л. Новоселова).
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометриче-ских, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, орга-низованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов (по В. А. Петровскому) :
- дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формиро-вания этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
- стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для измене-ния и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняю-щимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, раз-витию ( реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспе-чивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формирова-нию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально поло-жительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впе-чатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его инди-видуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психоло-гический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.