Людмила Рябуха
Предметно-развивающая среда для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важное, значение при формировании высших психических функций у ребенка имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что предметно - пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально – практического взаимодействия дошкольника со сверстниками.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, индивидуальности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Она должна представлять собой хорошо оборудование пространства для игр детей одиночные и небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенка.
Публикация «Предметно-развивающая среда для детей младшего возраста» размещена в разделах
Пространственная организация среды, одновременно должна обеспечивать безопасность и стимулировать двигательную активность У детей формируются сенсорные способности, зрительное восприятие, воображение, мелкая моторика.
Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм, так как у детей формируется первичные представления об окружающем мире. Ребенок осваивает орудийные способы действий в быту, в игре, на занятиях, результатом накопления опыта становятся сюжетно – отобразительные игры.
Организуя игры с водой и песком, дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику. Малыши очень любят такие игры.
Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, строить горки, дорожки и т. д. Формирование построек из песка, можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малышей. Приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
ЦЕНТР «ПЕСОК – ВОДА»
Игра «Достань ракушку»
Цель: развитие внимания, координации движений.
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15 - 20 см, и ребенок должен и попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу.
Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.
Игра «Поймай льдинку»
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Содержание.
Воспитатель опускает в емкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2 – 3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые ( например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики - красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т. п.).
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок в емкость с теплой водой.
Игра «Печем печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.
Содержание.
В центре «Песок – вода» в одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия, как с сухим песком, так и с важным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно, При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СТОЛ
Игра «Что катится?»
Цель: знакомство с формой предмета и его особенностями.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям прокатить шар с горки, обратить внимание на то, как легко он катится; затем прокатить с горки куб. Спрашивает ребенка, легко ли катится кубик. Далее малыш продолжает скатывать с горки эти предметы. Постепенно взрослый помогает ребенку сделать вывод: «Шарик катится, а а кубик нет». Почему? Острые углы мешают кубику катится, а у шарика их нет.
Игры повторяются многократно, с использованием различных геометрических форм (цилиндр, призма, кольцо) и других предметов.
Игра «Найди палочки»
Цель: обучение выбору предметов заданного цвета из четырех предложенных, закрепление умения группировать предметы по цвету.
Содержание.
Воспитатель выкладывает палочки четырех цветов (любых цветов, с которыми знакомят детей в группе раннего возраста, по пять штук каждого. Берет палочку любого цвета и просит ребенка назвать этот цвет. Ели малыш затрудняется, педагог помогает ему.
Далее взрослый предлагает найти еще палочку такого же цвета, затем - все палочки этого цвета и положить их отдельно от других.
Как вариант: можно предложить ребенку собрать все палочки выбранного цвета в лоток того же цвета, в стаканчик того же цвета и т. д.
Еще один вариант: в начале игры воспитатель предлагает ребенку выбрать палочку любого цвета, какой ему нравится, просит назвать цвет и отобрать такие же палочки.
ЗОНА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Игра «Курица и цыплята»
Цель: развитие внимания, умения повторять действия взрослых.
Содержание.
Воспитатель изображает курицу и приговаривает:
Как мои ребятушки,
Желтые цыплятушки,
Пошли по двору гулять,
Себе зернышки искать.
Стали зернышки искать,
Чтобы маме показать:
- Мама, мама! Посмотри!
Пи – пи – пи! Пи – пи – пи!
Малыши ходят по группе, покачивая головами и помахивая руками – крылышками. Со словами «Пи – пи – пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками - крыльями. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Котятки»
Цель: развитие внимания, умения повторять действия взрослых.
Содержание.
Все котятки
Мыли лапки
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко – сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Текст сопровождается движения – имитациями. Со словами «сладко – сладко засыпали…» дети ложатся на ковер и закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.
УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема «Мяч»
Программное содержание.
• Продолжать упражнять детей в круговых движениях кисточкой.
• Учить набирать на кисточку краску в меру потребности.
Материал: мяч, краски основных цветов, бумага, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия.
Рассматривает с детьми мяч, обвожу его рукой, уточняю, что он круглый. Говорю, что сегодня они нарисуют мячи кисточкой с краской. Предлагаю посмотреть, как я рисую мяч, обращая внимание на плавные, круговые движения руки.
Дети рисуют. Каждый выбирает для своего мяча полюбившийся цвет. Учу аккуратно пользоваться кисточкой с краской.
Тема «Бублики»
Программное содержание.
• Заинтересовать детей рисование кистью круглых замкнутых линий.
• Упражнять в координации движений; обучать соразмерять движений руки с величиной рисунка.
• Закреплять умение называть по образцу знакомые предметы.
Материал: краски. Бумага, бублики, кисти баночки с водой, салфетки.
Ход занятий.
Рассматриваем с детьми бублики. Показываю, как их нарисовать. Слежу, чтобы малыши правильно держали кисть и пользовались краской, давали просохнуть рисунку.
Предлагаю нарисовать 2-3 бублика. Дети называю нарисованных предмет, его цвет.
Тема «Солнышко»
Программное содержание.
• Упражнять детей в круговых движениях кисточкой.
• Воспитывать интерес к рисованию.
• Учить изображать в рисунке свои наблюдения природы.
Материал: желтая краска, бумага, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия.
Обращаю внимание детей на теплое солнышко. Предлагаю посмотреть, как я рисую краской яркое, теплое солнышко. Сопровождаю показ словами «Рисую желтое круглое солнышко, а вокруг много палочек – оно так сияет».
Вызываю ребенка показать, как рисуется солнышко. Дети рисуют. Отмечаю удачные работы, хвалю своих воспитанников.
Правильно организованная предметно – развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.