Бучнева Алёна
Предметно-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей как мож- но раньше читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольни- ка - игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректиро- вать и воспитывать. Игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. В игре совместной игровой деятельности ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми, формируются социально значимые нормы поведения. И более всего этому способству- ет сюжетно-ролевая игра и правильно организованная самостоятельная деятельность детей. Интегративным результатом реализации указанных требований является созда- ние развивающей образовательной среды :
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
-высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего об- щества;
-гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
Цель: Создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно- развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в МДОУ.
- Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в МДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
- Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополу- чию детей с учетом их потребностей и интересов с комфортным условием пребывания
- Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (иг- ровой, двигательной, Современный детский сад
- это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаи- модействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сфе- рах жизни. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности:в движении,общении,познании. Обучение и воспитание
детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т. е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, уме- ния и навыки усваиваются. Впервые особенности отношений между детьми, их влия- ние на становление детского сообщества и формирование общественных качеств дет- ской личности определила А. П. Усова. Вместе с тем, в работах исследователей недоста- точно изучены отдельные психолого-педагогические аспекты сюжетно-ролевых игр: как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, воз- действие воспитателя на процесс развития самостоятельности детей в сюжетно- ролевых играх. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное разви- тие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член обще- ства он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог лично- стей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посред- никами, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта. При создании предметно-игровой среды в группе учи- тываю определенные требования : это, прежде всего свобода достижения ребенком те- мы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культу- рой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Стараюсь создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и делаю пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную сре- ду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогиче- ского процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффектив- но способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их ин- дивидуальности. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на со- здание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфиче- ских видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет обо- рудовать ее тем многообразием игрового и дидактического материала, который соот- ветствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы явля- ется использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая до- ступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей. Для предоставления ребенку свободы,для выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов можно организовать открытые стеллажи, шнуры, шир- мы, полки, пуфики на колесах, легко передвигающиеся емкости. Такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т. д.).Ширмы,контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотре- нию и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространствен- ную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Условия для свобод- ной деятельности воспитанников,обеспечивающие каждому ребенку выбор деятель-
ности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику органи- зации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности со- средоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал.
При создании РППС ДОУ необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуаль- ных особенностей и коррекции развития детей;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельно- сти детей и взрослых, возможности для уединения;
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного об- разования, национально-культурных, климатических и других условий.
РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирую- щую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо ме- нять, обновлять и пополнять. РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Должно быть, разделение на зоны с помощью различных элементов.
Основные принципы организации РППС:
1) Содержательно - насыщенная - средства обучения, инвентарь, оборудование, ко- торые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благопо- лучие детей; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемая - возможность изменения РППС в зависимости от образова- тельной ситуации, интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональная - возможность разнообразного использования составляю- щих РППС в разных видах детской активности.
4) Доступная - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
5) Безопасная - соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной без- опасности и охране жизни и здоровья детей.
Развивающая предметно - пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляет- ся образовательная деятельность.
Требования РППС по образовательным областям
Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОУ.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно - пространственная среда де- лится на пять образовательных областей:
- Социально - коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно - эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально - коммуникативное развитие:
- Центр ПДД;
- Центр пожарной безопасности;
- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
- Центр «Уголок Природы»;
- Центр сенсорного развития;
- Центр конструктивной деятельности;
- Центр математического развития;
- Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
- Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
- Центр Книги;
Художественно-эстетическое развитие:
- Центр ИЗО или уголок творчества;
- Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
- Центр физического развития;
Выделение центров активности. Оптимальное использование пространства.
Основные принципы оформления пространства:
Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают проходящие через центр лю- ди. Поэтому при планировании центров активности нужно заранее предусмотреть ме- ста для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ков- ровых покрытий, мольбертов и пр. Уголок уединения может стать и местом для игры одного или двух детей. В нем может находиться стол с одним или двумя стульями. Со- ответственно, любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения. Необходимо только следить, чтобы другие дети не беспокоили находящихся в нем одногруппников. Важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать по- требность в уединении, возникающую у других. Нарушителей следует мягко переме- стить в другие, более подходящие для активных игр места. Ограничение количества детей в центрах активности. Иногда возникает необходимость ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре. Конечно, если речь идет о всеми любимом центре, многие дети могут расстроиться из-за невозможности находиться в нем столь- ко, сколько они хотят. В этом случае педагогам стоит задуматься о его расширении. Если из-за ограниченной площади это не представляется возможным, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребенку понимать, что данный центр уже за- полнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем.
Оптимальное использование пространства. Следует стремиться к максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также территории детского сада и для организации детской деятельности использовать не только игровую комнату, но все возможное пространство — спальню, рекреации, до- полнительные помещения детского сада, территорию детского сада. Важно помнить, что наиболее интересны для детей именно те материалы, которые, с одной стороны, используются в жизни детей достаточно регулярно, а с другой — к созданию которых дети непосредственно причастны. Использование проектной деятельности, в результате которой рождаются такие материалы, является оптимальным в жизни детского са-
да. Педагог должен уметь поддерживать детскую самостоятельность и инициативу и, при необходимости, помогать детям реализовать свои замыслы (недирективное содей- ствие). Задача педагога наблюдать за детьми, при необходимости, помогать (объяснить, как пользоваться новыми материалами, подсказать новый способ действия и пр.); по- могать детям наладить взаимодействие друг с другом в совместных занятиях и играх в центрах активности; следить, чтобы каждый ребенок нашел себе интересное занятие. Ожидаемый образовательный результат: развитие инициативы и самостоятельности, умения найти себе занятие и партнеров по совместной деятельности. Развитие умения договариваться, способности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, дви- жущей силы в целостном процессе становления личности, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребен- ка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Предметную сре- ду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в детском саду. Уметь создавать среду должен сам педагог. Воспитатель должен учи- тывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. Правильно органи- зованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, пове- рить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства. Насыщенная предметная среда ста- новится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким образом, создавая предметно – пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректи- ровать и воспитывать. И более всего этому способствует сюжетно-ролевая игра. Тема моей работы действует более трех лет. Образовалась цепочка – детский сад – школа - социальные партнеры, общественные организации. Все вместе составили одно звено. Для организации центра экспериментирования и исследования ученики научно- экологического лагеря «Ача» собрали коллекцию бабочек, засушили гербарий, «Совет отцов» смастерили полки и т. д. Играя в этом центре, у дошкольников сформировались такие социально-коммуникативные компетенции - умение отвечать на вопросы, самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Дошкольное дет- ство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывает- ся характер. Наше село известно своими олонхосутами, сказителями, мастерами по де- реву, талантливыми мастерицами, умеющими создавать из бересты, из бисера немыс- лимой красоты вещи. И все это таится в наших детях, в них генетически заложены творческие таланты. А талантливый человек талантлив во всем. И наша цель – сохра- нить эту бесценную связь поколений, не дать засохнуть росткам красоты, труда, твор- чества, интеллекта в наших детях. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. При создании предметно-игровой среды в группе учитываю определенные требования : это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сю- жета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры распо-
ложены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами дея- тельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Стараюсь создать атмо- сферу не только уюта и комфорта, но и делаю пребывание детей в детском саду ра- достным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно спо- собствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индиви- дуальности. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных усло- виях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело со- зданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоя- тельности. Нами в группе созданы и оформлены такие центры и уголки. деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, что особенно актуально для детей старшего до- школьного возраста.
Игровые и развивающие центры (уголки)
• Центр двигательной активности
• Центр речевого развития
• Центр детского творчества
• Центр сюжетно-ролевой игры
• Центр строительства и конструирования
• Центр этикета и дежурства
• Центр настольно-печатных игр и математики
• Центр патриотического воспитания
• Центр детского экспериментирования
• Центр безопасности и ПДД
• Книжный уголок
• Центр экологии и природы
• Уголок настольных игр (сенсорный) и моторики
• Уголок игр для мальчиков Уголок уединения, театра
Также,в своей работе я использую для игры и самостоятельных и активных форм обучения макеты изготовленные своими руками. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекатель- ное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составле- ние рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впе- чатления в продуктивной деятельности. В нашей группе мною созданы настольные ма- кеты на тему:
«Мир насекомых»,
«Подводный мир»,
«Африка»,
«Мир динозавров»,
«Север»,
«Дикие животные в тайге»
«Ферма»
«Арктика»
«Космос»
«Город»
«Пожарный уголок»
«Пресмыкающие»
«Домашние животные»
«Паутина»
«Берегите природу»
«Ателье»
«АЗС»
«МЧС»
«Парковка»
«Дерево Времена года»
«Зимняя сказка»
«Берегите лес
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности. Макет является не только центральным эле- ментом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятель- ность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён иг- рой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взросло- му для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыс- лов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоцио- нальным партнёром ребёнка. Еще я в своей работе начала использовать совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использо- вать как в детском саду, так и дома. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В группе у меня имеется лэпбуки по теме: «Лето», «Профессии», «Детский сад», «Дикие животные Якутии», «Звукови- чок», «Экология». Лэпбуки я использую как при индивидуальной работе, так и в груп- повой работе с детьми. В результате работы с лэпбуком дети хорошо овладевают уст- ной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения; становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; инициативны, самостоятельны в различных видах де- ятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Грамотное оснаще- ние различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возрас- та. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально по- ложительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способ- ствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат :
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство позволяющее организовать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
• рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Заключение:
Предметная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает к игре, фор- мирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка и развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов чело- века эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды. Организация «Развивающей предметно- простран- ственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги в детском саду особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы сти- мулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. Поиск эффективных средств, способствующих развитию самостоятельности и инициативы дошкольников, в настоящее время представляет важную проблему, требующую прак- тического решения. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации раз- вивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, креативности и, в конечном итоге, формирования полноценной личности