Пузанова Лидия Николаевна
Предметно-пространственная среда в группах раннего возраста для начала формирования основ функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда в группах раннего возраста для начала формирования основ функциональной грамотности
у детей
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени. Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка, одно из условий – обеспечение высокого уровня функциональной грамотности обучающихся. Что же такое функциональная грамотность? «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии реб нка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. Большое значение для начала формирования основ функциональной грамотности у детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная, творческая, игровая деятельность. Поэтому в группах ДОУ должны быть условия для их полноценной реализации. Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. В нашем детском саду воспитатели поставили цель: создать эффективную предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие детей раннего дошкольного возраста, с учетом требований ФГОС ДО и ФОП, позволяющую формировать основы функциональной грамотности у детей раннего возраста.
Публикация «Предметно-пространственная среда в группах раннего возраста для начала формирования основ функциональной грамотности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Мы поставили следующие задачи:
• Сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов в различных видах детской деятельности.
• Способствовать практическому применению и эффективному использованию предметно – развивающей среды для общения и совместной деятельности детей раннего дошкольного возраста.
• Обеспечить эффективное использование предметно – развивающей среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и активности.
• Приобщать дошкольников к активной игровой, коммуникативной, творческой и познавательно – исследовательской деятельности в предметной среде группы.
Созданная нами предметно-развивающая среда рассчитана на стимулирование основ функциональной грамотности у детей раннего возраста. Пространство в нашей группе «Непоседы» дает возможность одновременно свободно заниматься разными видами детской деятельности. Этому способствует зонирование групповой комнаты на центры.
Центр сенсорного развития включает в себя:
Разнообразные дидактические пособия для малышей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные. При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и формированию элементарный математических представлений.
Дидактические игрушки: игрушки-вкладыши различной формы; доски-бизиборды предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками; матрешки; наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски). Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная мозаика, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными и объемными геометрическими фигурами.
Центр сюжетных игр
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети раннего возраста развивают диалогическую речь, обогащают словарный запас.
Кукольный уголок оснащен: домиком (для игровых действий, игры с куклами) : стол, стулья, кровать с комплектом постельных принадлежностей. Набор кукол, с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; пупс, имитирующий ребенка-младенца; кукла с полным набором зимней верхней одежды. Коляски для кукол. Атрибутика для создания интерьера: сервизы столовый и чайный, вазочки, телефоны, часы, муляжи овощей, фруктов, ванночка для купания кукол, утюжки.
Наборы «Парикмахерская», «Магазин», Больница» размещены в специальных местах так, чтобы дети могли с помощью воспитателя подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр.
Книжный уголок
Особую роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей. В книжном уголке расположены книжки в соответствии с возрастом с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки по темам (одежда, посуда, мебель, животные, птицы, транспорт, профессии, игрушки); разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (времена года, сказочные, бытовые ситуации).
Театральный уголок расположен рядом с книжным уголком.
Любимые и знакомые сказки обыгрываем вместе с детьми при помощи различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, а так же используем звуковые книжки, маски, шапочки животных, элементы костюмов. Театрализованная игровая деятельность стимулирует речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Центр изобразительной деятельности.
Ранний возраст благоприятен для развития изобразительной деятельности. Имеются магнитная доска для рисунков детей (выставка, восковые мелки; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь); кисти для рисования; палитра, емкости для воды, красок; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, пластилин мягкий, тесто для лепки; формочки для лепки, печатки, губки, ватные тампоны и палочки для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доска для рисования мелками, раскраски. Материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству,
формирует эстетическое восприятие, воображение.
Центр экспериментирования и игр с песком и водой.
Дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим малышей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, свойствах предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной мкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как т плый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое. Занятия в этом центре помогают детям развивать мелкую моторику; открывать широкий простор для проявления фантазии; регулировать механизмы мышления; лучше выражать свои мысли, объясняя природные явления.
В уголке природы
Располагаются календарь природы с временами года, комнатные растения, цветущие с характерными частями (листьями, стебли, цветы, лейка, палочки для рыхления почвы и природный материал. Благодаря «центру природы» дети получают первоначальное представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, логически мыслить. Дети с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный природный материал (камешки, шишки, желуди, каштаны, перышки, семена и др.) Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений природы.
Центр музыки
В центре музыки имеются разнообразные музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубны, металлофоны, барабанчики и др., аудиосредства с записями музыкальных произведений, звуков природы, детских песен. Игры в музыкальном центре развивают у малышей фонематический слух, чувство ритма и доставляют детям много положительных эмоций.
Центр для игр с машинами, строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол. Сюжетное конструирование служит основой для формирования предпосылок функциональной грамотности. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д. ; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детенышей, птицы, рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи и др.
Центр ФИЗО
Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. В центре расположено оборудование для проведения подвижных игр,
утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей: мячи,
обручи, мешочки, набитые песком, ленточки, платочки. В центре
имеется нетрадиционное оборудование: «Массажные дорожки»,
«Волшебные веревочки», «Дыхательные тренажёры». Всё это развивает
у детей двигательную деятельность и укрепляет здоровье малыша. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Применение здоровьесберегающей технологии служит для формирования предпосылок функциональной грамотности в вопросах здоровья.
Пространство нашей группы организовали по принципу небольших микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для начала формирования основ функциональной грамотности : ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животных и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит разностороннее развитие личности детей раннего возраста.