Муратова
Предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыка. Творчество. Дети». Предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями.
Старший воспитатель
Муратова Ирина Васильевна,
МБДОУ «ДСКВ № 86» мо города Братска
В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего развивают потенциальные
Публикация «Предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
способности ребенка.
К. Д. Ушинский.
Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом развитии, которые часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Исходя из этого последние года проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится на особый контроль государства. Детская деятельность не может быть полноценной на вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избегать проявления столь отрицательных чувств помогает окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком, и те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.
Что же способствует положительной динамике развития воспитанников, охране и укреплению их здоровья, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, развитию социально-коммуникативных навыков, формированию адекватных возможностей воспитанников, творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность?
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда!
(ФГОС)
Развивающая предметно- пространственная
среда — это определенное пространство, организованно оформленное
и предметно-насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании,
общении, физическом
и духовном развитии в целом. ФОП
РППС соответствует задаче:
Обучение и воспитание ребенка
дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации,
формирование основ его гражданской
и культурной идентичности
на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая цель: Осуществление дифференцированного подхода к детям с особыми образовательными потребностями в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения. Достижение данной цели осуществляется через реализацию образовательной программы дошкольного учреждения, разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы,
- «Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7
лет», под ред. Н. В. НищевойМ., СПб Детство-Пресс 2015 г.
- «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Е. Н. Котышева
«Речь», С-П, 2010;
- Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» автор – составитель О. Н. Арсеневская, «Учитель», Волгоград, 2011; - Константинова, И. С. Музыкальные занятия с особым ребёнком : взгляд нейропсихолога. -Изд. 2-е – М. : Теревинф, 2017.
«Среда воспитывает человека.
путь к правильному воспитанию
лежит через организацию среды».
Л. С. Выготский
Грамотно организованная музыкальная развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном центре является залогом личностного, познавательного и музыкального развития дошкольника, уровнем его комфортного эмоционального состояния.
В нашем дошкольном учреждении уделяется важное значение созданию и наполнению музыкальной развивающей предметно - пространственной среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально – игрового пространства:
психологический комфорт и безопасность;
учет возрастных особенностей детей;
учет образования детей с ОВЗ, и особыми потребностями в обучении.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.
Удобство развивающего пространства, наличие положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, гендерным, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия, а также основным требованиям ФГОС ДО к РППС. Пространство музыкального зала условно делится на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Например, создан уголок для игры на инструментах, зона для физических упражнений и танцев, а также место для отдыха и релаксации с использованием ковровой зоны. Материалы и оборудование музыкального зала создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся, полифункциональную среду - пробуждают воображение детей, и дети каждый раз по - новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя переносные тумбы, ширмы, занавеси, стулья. Такое гибкое зонирование позволяет детям различного возраста выбирать интересные для себя занятия, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Активная зона оборудована ориентирами основных цветов и геометрических форм, и рисунком, на который визуально опирается ребенок при постановке танцев.
Огромное внимание при выборе или изготовлению оборудования, декорациям, атрибутам, материалам, костюмам уделяется эстетическому виду, функциональности, вариативности, яркой расцветке. Так как у детей с особыми образовательными потребностями мелкая моторика недостаточно развита, атрибуты изготовлены таким образом, чтобы было удобно удерживать предметы в руках. Большинство костюмов, декораций и атрибутов изготавливается музыкальным руководителем самостоятельно.
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений, и очень важно предоставить детям широкий выбор инструментов, чтобы они имели возможность выбрать тот, который соответствует их возможностям и интересам.
Оборудование рабочей зоны музыкального зала разнообразными музыкальными инструментами и материалами: металлофоны, ксилофоны, перкуссионные инструменты малого размера и легкие для игры, платочки, цветы, разноцветные ленты и т. д.
Музыкальные игрушки – это прежде всего фонематический слух. Умение прислушиваться, чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его звуковым наполнением: гармонией, ладовым чувством, тональностью. Используем игрушки как: массажер для рук, или предмет для ритмической игры; предмет для игровой распевки, или речевой игры. Используем инструменты ОРФ оркестра, что позволяет варьировать работу, дает тембровое разнообразие, формирует ладовое чувство, чувство гармонии. Все музыкально-дидактические игры и материалы в музыкальном зале расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Методическое наполнение для работы с детьми ОВЗ включает в себя музыкальные картотеки и ноты разнообразных упражнений и дидактических игр на музыкальное восприятие; вокальных распевок, артикуляционных и нотных упражнений; пальчиковых, речевых, ритмических игр; массажа и самомассажа, мнемодорожки и мнемотаблицы для разучивания песен и танцев; схемы и алгоритмы действий нейроупражнений, картотеки упражнений и игр, предметы для упражнений на дыхание, предметы для театра рук (это очень актуальный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение).
Помогают создать эмоциональный комфорт и конечно, вносят элементы народной культурной традиции в жизнь детей видео картотека потешек, песен и танцев, основанная на фольклорном материале и народные музыкальные инструменты и предметы быта (платки, ленты, ведерки, веночки и т. д.).
Любимой деятельностью детей на музыкальных занятиях стала деятельность экспериментирования со звуками. В музыкальном зале проводились эксперименты («песни дождя» - веселого, грозного, листопадного, с водой и различными материалами (песок, крупы, и др.) со звуками окружающего мира, природы. Такие эксперименты помогают детям научиться различать звуки музыкальные, шумовые; находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, подбирать к звукам словесные определения, способствуют развитию фантазии в сочинительстве танцевальных композиций. Продуктом музыкально - экспериментальной деятельности стало создание самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала – «шумелки», «звенелки», «шуршалки», и т. п. Эта творческая деятельность детей не обошлась без участия родителей. Дети используют изготовленные музыкальные шумелки в самостоятельной игровой деятельности (озвучивание сказок, рассказов).
Таким образом, организация музыкальной развивающей предметно - пространственной среды учитывает особенности детей с особыми потребностями и создает условия для их активного участия и развития в музыкальном процессе.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка…»
В. Сухомлинский