Яна Полятыкина
Предметно-пространственная среда-комплекс условий для всестороннего развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,
приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на государственном уровне предпринимаются серьезные меры повышения доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья
Публикация «Предметно-пространственная среда-комплекс условий для всестороннего развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С 1 января 2016 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Этим Законом и другими нормативно-правовыми актами в течении последних нескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положений Конвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов.
Эти и другие нормативные документы представлены на слайде №2
В основе формирования доступной среды лежит идея интеграции людей с ОВЗ в общество и создание условий для предоставления детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы.
Слайд №3
И конечно наша цель - обеспечение физической доступности здания и помещений образовательного учреждения для обучающихся с нарушением зрения
Слайд №4
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день актуален и это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Но особенно он актуален для детей с ограниченными возможностями здоровья. В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. о создании специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд №5
При реализации инклюзивной практики возникает необходимость создания комплекса условий направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ. А это не простая задача…
В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является : содержательно-насыщенной, вариативной и доступной, более конкретные характеристики представлены на слайде№ 6
Как эти требования отражены в наших условия и какая работа в данном направлении ведется в детском саду №17, я сейчас расскажу.
В 2013 году наше учреждение приказом департамента образования определено базовым для реализации образовательных программ общего образования обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Кроме того, мы включены в муниципальную программу «Доступная среда» в 2015 году, с целью создания условий и приобретения оборудования для детей инвалидов.
Несколько лет назад педагоги, медики и родители объединились с целью помощи детям с ОВЗ. Результатом стали программы: «Я и ты шагаем вместе», «Вместе с мамой, вместе с папой…».
Основные направления:
программы «Вместе с мамой, вместе с папой…» - оказание квалифицированной, консультативной и практической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей имеющих нарушения.
программа «Я и ты шагаем вместе» - формирует готовность детей с ограниченными возможностями к обучению в общеобразовательной школе с учетом их зоны ближайшего развития. Программа удостоена диплома I степени Всероссийского конкурса «Открытый урок».
Слайд №7
Творческой группой разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного учреждения и содержат современные научные знания по вопросам воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Слайд №8
В дошкольном учреждении с 2010 года функционирует компьютерный класс. Интерактивные программы «Охота» и «Карусель», позволяют развивать не только зрительное восприятие и зрительную память, но и повышают компьютерную грамотность подрастающего поколения, что в свою очередь улучшает показатели готовности детей к обучению в школе.
Слайд №9
Для развития психотактильных ощущений оборудована сенсорная комната, где имеется центр активности «Шестое чувство». Здесь собраны игры и упражнения на развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, на основе которых у детей формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, запахе и т. д.
Слайд №10
На протяжении двух лет нами успешно реализуется программа «Сказка в песочнице». Созвучно программе и название центра «Сказка в песочнице», который так любим нашими воспитанниками. Занятия помогают стабилизировать эмоциональное состояние, увеличивают словарный запас и многое другое.
Слайд №11
В рамках реализации дополнительных образовательных услуг, востребован детьми и родителями центр активности «Тико – город», где дети получают практические знания в занимательных упражнениях с конструктором. В прошлом году опыт работы в данном направлении представлен нами на секционном заседании августовского совещания работников образования.
Слайд №12
Во всех группах созданы функциональные центры активности, обеспечивающие современные требования стандарта дошкольного образования, благодаря которым дети ДОУ получают возможность всестороннего развития и необходимой коррекции имеющихся нарушений. Они представлены на слайдах.
Слайд №13
Слайд №14
А в группах компенсирующей направленности для реализации коррекционно-развивающих задач и проведения коррекционных занятий, созданы центры коррекции и развития, которые оснащены дидактическим материалом, с учетом возрастных особенностей и патологий в развитии, в том числе для детей с нарушениями зрения.
Слайд №15
С 2012 года мы ведем работу над созданием необходимых условий в группе для тотально слепых детей. На сегодняшний день:
сделан капитальный ремонт данной группы;
разработан паспорт доступности объектов в плане адаптации и подбора оборудования в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других малогабаритных групп населения;
обучены тьютер и тифлопедагог;
предметы первой необходимости оборудованы вспомогательными средствами;
предметно - развивающая среда пополняется в соответствии с требованиями тифлопедагогики.
Слайд №16
Итак, анализируя вышесказанное можно сделать вывод: что коллектив дошкольного учреждения приложил немало усилий для создания предметно-развивающей среды, не просто среды, а комплекса условий, который обеспечивает всю полноту развития детской деятельности, разнообразил тематическим, дидактическим и информационным материалом в соответствии с требованиями современной нормативной базой для детей с ОВЗ.
Слайд №16