Людмила Перова
«Автоматизация звука [с’] в начале, середине и конце слов». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Предлагаю вашему вниманию аттестац. Конспект Кнод учителя-логопеда который, составлен, согласно всем требованиям аттест. Комиссии
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Автоматизация звука [ С' ] в начале, середине и в конце слов
1. Организационный момент
Цель для ребёнка - настроиться на общение и продуктивную работу на занятии
Цель для логопеда - заинтересовать ребёнка, создать эмоционально – положительный, благоприятный микроклимат на занятии.
Задачи:
Публикация «„Автоматизация звука [с’] в начале, середине и конце слов“, Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- закреплять знания об артикуляции и основных характеристиках звука [С'];
- развивать познавательные процессы посредством упражнения на восприятие целостного образа;
- воспитывать самоорганизацию.
Методы организации ребёнка на начальном этапе занятия:
- методы обучения (словесный: беседа; наглядный: разрезные картинки; репродуктивный);
- метод организации познавательной деятельности ребёнка: индивидуальный.
Оборудование: Целостная и разрезная картинка гуся мольберт; цветные маркеры.
Методическое обеспечение:
Ткаченко Т. А. «Логопедическая энциклопедия», с. 53
Мотивация:
-«Отгадай, пожалуйста, загадку, которая нам поможет выполнить следующее интересное задание»
-«Умничка!»
- «Молодец!
1. Логопед: Я предлагаю тебе достать улыбку из коробочки и с хорошим настроением начать играть. Отгадай, пожалуйста, загадку, которая нам поможет выполнить следующее интересное задание: «Кто в воде купался, а весь сухой остался?» (гусь)
- Правильно. Попробуй сейчас из этих кусочков собрать гуся.
(Ребёнок собирает из частей картинку)
1. Логопед: Умничка! Кто это? (гусь).
-Скажи, пожалуйста, какой последний звук в слове гусь. (Звук [С'], песенка Ручейка).
Правильно! Зарисуй, пожалуйста, как мы произносим звук [С'] и расскажи, что ты знаешь про этот звук?
(Ребёнок зарисовывает на мольберте артикуляцию звука [С'] и даёт его характеристику: согласный, глухой, мягкий, обозначается зелёным цветом.)
Логопед:Молодец! А теперь ответь, пожалуйста, ещё на вопрос:
Ты готова быть внимательной, немного весёлой,
Но очень старательной? (Да)
2. Основной этап
Цель для ребёнка - закрепить произношение звука [С'] в одинаковых прямых слогах, развивая чувство рифмы.
Цель для логопеда - сохранять интерес ребёнка к занятию, посредством использования компьютерных технологий.
Задачи:
-автоматизировать звук [С'] в одинаковых прямых слогах, развивая чувство рифмы;
-развивать координацию речи с движением; произвольное внимание;
-воспитывать умение слушать и слышать взрослого.
Методы:
- методы обучения (словесный; игровой; нетрадиционный с использованием ТСО);
-метод организации познавательной деятельности ребёнка: индивидуальный.
Оборудование: Ноутбук, мяч, снежинки
Методическое обеспечение:
Ткаченко Т. А. «Логопедическая энциклопедия», с. 53; «Рабочая тетрадь логопеда»; игра-презентация «Подуй на снежинку».
Мотивация:
-«Нужно на неё тихонечко подуть, вот так: - [С' ___], и тогда мы узнаем, что с ней произойдёт» 2. Логопед: - Тогда продолжим играть. Присаживайся.
Перед тобой на экране снежинка. Нужно на неё тихонечко подуть, вот так: - [С' ___], и тогда мы узнаем, что с ней произойдёт.
- Игра-презентация «Подуй на снежинку»
Как красиво у тебя получилось! Закружились твои снежинки.
И я предлагаю тебе новую игру «Эхо». Согласна? (Да).
Игра с мячом «ЭХО»
Задание: Проговори последние слоги в последних словах
Взрослый/ Ребенок:
Вика, в речке караси,/ си-си-си
У осины два гуся, / ся-ся-ся
Приходите в гости все,/ се-се-се
Сема выпил весь кисель,/ сель-сель-сель
На двери кривой косяк, / сяк-сяк-сяк
Не боюсь гусей совсем,/ сем-сем-сем
Тяжело траву косить / сить-сить-сить
Весело в эхо играть? / ать-ать–ать!
3. Изучение нового материала
Цель для ребёнка - правильно произносить звук [С'] в начале, середине и конце слов
Цель для логопеда - формировать навык правильного произношения звука [С'] в начале, середине и конце слов
Задачи:
-автоматизировать звук [С'] в начале, в середине и в конце слов;
-развивать навыки звукового анализа;
-воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
Методы:
-методы обучения (словесный; игровой);
-методы поощрения: похвала;
-метод организации познавательной деятельности: индивидуальный.
Оборудование: Магнитная доска, картинки: сено, такси, осёл, гусь, сети, карась, семечки ; магниты зелёного, красного, синего цвета. «Логопедические кубики».
Методическое обеспечение:
Игра «Логопедические кубики детям от 5 лет»/ Лугинина Т. В. - М. ; Радуга, 2009 г.
Мотивация:
-«Молодец! Всё получается, игра продолжается»
Логопед: - Молодец! Как весело с тобой играть. Я предлагаю игру продолжать.
Игра «Где спрятался звук»
Ребёнок берёт картинку, называет, что на ней нарисовано, определяя позицию звука в этом слове. Затем на магнитной доске, на схему прикрепляет зелёный магнит. (начало, середина, конец).
Игра «Найди картинку»
Логопед: Вика, найди, пожалуйста, на каждом кубике картинку в которой есть песенка Ручейка (звук [С']).
4 Закрепление изученного материала
Цель для учащегося-закреплять произношение звука с начале, середине и конце слова на материале стихотворения «Непоседа Васенька»
Цель для логопеда – создать благоприятную атмосферу для формирования речевой активности ребёнка.
Задачи:
-продолжать работу по автоматизации звука[С']в начале, середине и конце слов посредством использования компьютерных технологий;
-развивать чувство языка: согласование качественного прилагательного «синий (-яя,-ее) с с существительными в ед. и мн. ч. ; умение внимание, память, ;
-воспитывать речевую активность.
Методы:
-методы обучения (словесный, игровой);
-методы поощрения: похвала;
-методы организации познавательной деятельности учащегося: индивидуальный.
Оборудование: Ноутбук; микрофон; Игра «Открой замочек»; контур-штриховка котёнка.
Методическое обеспечение:
Успенский М. Б., Успенская Л. П. «правильно, складно, красиво учимся мы говорить: книга первая. - СПб., 1997; Спивак Е. Н. «Звуки С,Сь,З,Зь,Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциии звуков у детей 5-7 лет/Е. Н. Спивак».- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Мотивация:
«Я читаю начало стихотворения, тебе необходимо будет назвать последнее слово-рифму. За правильный ответ ты получаешь ключик и открываешь замочек.
«Итак, замочки открыты, перед тобой стрелочки, пройдя по ним ты сможешь открыть коробочку и узнать, что там»
Логопед:Следующая наша игра называется «Открой замочек». Перед тобой замочки.
(Замочки одного цвета: три больших, один маленький)
Какого они цвета? (синего).
Правильно. Чтобы их открыть, нужно выполнить задание.
Я читаю начало стихотворения, тебе необходимо будет назвать последнее слово-рифму. За правильный ответ ты получаешь ключик и открываешь замочек.
1. Ты не бойся –это гусь
Я сама его …. БОЮСЬ
2. Ся-ся-ся Вася ловит … КАРАСЯ
3. Ся-ся-ся не поймал он … КАРАСЯ
4. Си-си-си не ловились …. КАРАСИ
Логопед: Вика, посмотри внимательно и найди среди замочков лишний. (Синий маленький). Хорошо.
Замочки открыты. Перед тобой стрелочки, пройдя по ним, ты сможешь открыть коробочку и узнать, что в ней.
Авторская игра «Ходьба по стрелочкам»
Задание: Нужно придумать и назвать предметы синего цвета. На каждой стрелочке написана цифра, сколько цифр, столько предметов и называешь.
Например, синяя кофта, синий дом, синяя куртка,синий мяч
Логопед: Вика, что в коробочке? (рисунок).
Да, это рисунок, но он не совсем чёткий. Обведи, пожалуйста, его по контуру и заштрихуй.
Кто здесь изображён? (Котик)
Знаешь, этого кота зовут Васенька. Я предлагаю тебе послушать, про него стихотворение и назвать мне слова, в которых есть звук [С']
(Логопед читает стихотворение)
Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька, всюду с нам вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки.
Хвост дугой у Непоседа Васенька и пятно на спинке.
Молодец! А теперь расскажем его вместе.
Проговаривание стихотворения «Непоседа Васенька»
5 Итог
Цель для ребёнка - проанализировать свою деятельность на занятии.
Цель для логопеда – подвести итог занятия
Задачи:
-совершенствовать диалогическую речь;
-развивать навыки самоанализа деятельности;
-воспитывать ответственность, самостоятельность.
Методы:
-методы обучения (словесный; игровой;);
-метод организации познавательной деятельности: индивидуальный.
Оборудование: коробка с призами.
Методическое обеспечение: К. Леви «Новый нестандартный ребёнок» -М., 2008. (приёмы поощрения ребёнка).
Мотивация: Ребёнок кладёт свои руки в ладони логопеда и они вместе произносят : «МОЛОДЕЦ!» Логопед: Понравилось тебе играть? (Да)
Какой звук мы научились и старались красиво произносить в каждом слове? [С']
Как ты думаешь: у тебя всё получилась?
Я считаю, что во всех играх ты была внимательна. Потому-что ты кто….?
Ребёнок кладёт свои руки в ладони логопеда и они вместе произносят: «МОЛОДЕЦ!»
Выбирай наклейку, которую мы вклеим в твою тетрадку.
И ещё, я предлагаю тебе дома с мамой и папой нарисовать в тетрадке кота Васеньку и выучить про него стихотворение.