Оксана Ладыгина
Праздники и развлечения. Их значение в развитии эмоций дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Праздники и развлечения. Их значение в развитии эмоций дошкольников.
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Музыкальный язык – язык эмоций.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Публикация «Праздники и развлечения, Их значение в развитии эмоций дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
По сравнению с другими видами искусства музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоции человека, вызывая у него целую гамму разнообразных чувств, настроений, переживаний. Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса, развиваются эмоции.
Общение с музыкой должно не только вызывать различные эмоции, но и способствовать накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, который даст возможность старшему дошкольнику решать творческие задачи в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Дети дошкольного возраста способны эмоционально откликаться на музыку разного характера, проникаясь ее настроением, сопереживая тем чувствам, которые в ней переданы композитором. В условиях приобщения детей к музыке, музыкальной деятельности у них развиваются эстетические чувства, потребность слушать музыку, желание беседовать о ней, развиваются музыкальные способности, эстетические потребности.
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а так же обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. Развлечения разнообразны по тематике и форме, всегда организовываются взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатель, родитель и др.). Роли в них распределяются по-разному: в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других – дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей.
Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры.
Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут включатся в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение. Ребенок начинает чувствовать себя участником происходящего и увлеченно, с удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок и т. д.
К развлечениям нужно предварительно готовиться. Вначале подготовки необходимо выбрать тему, затем наполнить её соответствующим содержанием и расположить материалы в определенной последовательности с точным указанием всех участников. Следует продумать и оформление развлечения : декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях.
Зрелищные развлечения, например постановка сказок, спектаклей, требуют длительного времени на их подготовку. Педагог должен создать спокойную творческую обстановку без муштры и гонки. В программу концертов исполнителями, которых являются дети, следует включать их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытает радость от участия в развлечении.
Итак, развлечения – особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Они расширяют представление об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства, а также обогащают детей положительными эмоциями.
Праздники занимают особое место в воспитании детей дошкольного возраста.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые. Одна из основных целей праздников в развитии личности дошкольников, является формирование эмоций и чувств. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Ведущим компонентом праздника является музыка, которая соединяет все виды искусства и создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества.
Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возраст детей, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т. д., чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным детям, следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.
Также большое значение в развитии эмоций дошкольников на праздниках имеет красочность, торжественность оформления. Это специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование фонограммы для сопровождения танцев, хороводов, театральных инсценировок. Желательно, чтобы дети (особенно это касается старших дошкольников) тоже участвовали в подготовке оформления праздников и развлечений.
Для создания радостной и доброжелательной атмосферы на празднике, который должен стать источником богатых впечатлений для детей и содействовать их эстетическому развитию - необходимо уделить большое внимание выбору и подготовке ведущего. Ему помогают подготовиться: музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.
Если взрослые четко определяют участие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли, то дети этого делать не должны. Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить репетициями.
Хорошей традицией, которая также имеет значение в развитии эмоций дошкольников, стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.
На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Еще одним из важных условий в развитии эмоций дошкольников является атмосфера, которая создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада. Участие пап и мам в праздниках, развлечениях, в музыкальных занятиях поможет снизить нагрузку на детей и позволит повысить качество музыкального развития.
Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельной действиям. А задача педагогов детского сада состоит в том, чтобы научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую музыкальную среду, организуя семейный досуг.
Композиция семейного праздника должна быть хорошо продумана. Дети должны быть в центре внимания, поэтому необходимо заранее составить небольшую программу праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. Создать хорошее настроение, объединить всех детей и взрослых, присутствующих на празднике, единым настроением всегда помогает хорошая музыка, которая также имеет большое значение в развитии эмоций дошкольников.