Ирина
Праздник с элементом фольклора для детей среднего возраста «Грачиная каша»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с элементами фольклора для среднего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей нравственные качества через народный обрядовый праздник.
Задачи:
- Формировать представление об обычаях, встречи весны и грачей, в национальном празднике, с его значением в жизни народа. Обогащать активный и пассивный словарь воспитанников (Каргатуй, грачиная каша, зимующие и перелетные птицы).
Публикация «Праздник с элементом фольклора для детей среднего возраста „Грачиная каша“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Народная культура, фольклор
- Перелетные птицы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Развивать интерес к быту и культуре народов, населяющих Республику Башкортостан.
- Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям башкирского народа. Формировать толерантность к представителям различных национальностей, позитивное отношение к языкам и культуре народов родного края.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Ход занятия:
Под музыку друг за другом дети заходят в зал и садятся на стульчики полукругом.
Ведущий:
Здравствуй, милая весна.
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
Как красиво всё вокруг!
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей.
Варя:
Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать грачей.
Юлиана:
Человек открыл весну, за порог он вышел. И увидел ручеёк и капель услышал. И понятно стало всем, что зима устала. Что состарилась она и весна настала.
Танец-хоровод: «Расцветай милый край».
Ведущий: Ребята! Многие народы празднуют уход зимы и начало весны. И это не удивительно, ведь зимняя пора – это самая суровая пора. У русского народа таким праздником является Масленица. Есть такой праздник и у башкирского народа, а называется он «Карагатуй» (Грачиная каша). Главное в нем, накормить вестников весны- грачей. Считалось, что если птицы будут сыты, то год будет урожайным. Весной просыпается природа от зимней спячки, тает снег, бегут ручейки и люди празднуют праздник «Грачиная каша». Башкиры его называют «Каргатуй». В старину дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты. Затем весь народ собирался на берегу реки и варили вкусную кашу, а пока варилась каша танцевали, пели, играли в игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в башкирскую народную игру «Прячу платочек»
ИГРА «Прячу платочек»
Считалкой выбирают ведущего.
Начинается считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Остальные садятся плотно друг к другу, образуя круг. Ведущий с платком в руках выходит за круг и вместе со всеми ребятами начинает петь:
Прячу, прячу я платочек
Под зеленую березу.
Незаметно положу
За спиною друга.
В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга, поет песенку и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Затем дети открывают глаза и тот ребенок, у которого платок за спиной, должен его взять и крикнуть : «У меня платок». Водящий к нему подходит, встают спиной друг к другу и после кричалки : «Один, два, три-беги!» дети бегут в разные стороны по кругу, кто успел первый добежать до места на ковре, где сидел ребенок, тот садится, а второй остается водящим. Игра повторяется.
Ведущий: Ребята, а каких птиц вы знаете? (ответы детей)
Правильно, птицы, которые остаются зимовать это – «зимующие птицы», а тех птиц, которые улетают зимовать в теплые края, мы называем «перелетные птицы».
Игра «Весенняя телеграмма»
Ведущий: Отгадайте загадки:
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его… (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад?
- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов.)
-А каких зимующих птиц вы можете назвать? (воробей, ворона, голубь, дятел, галка, синица, сорока)
- А перелетных? (Ласточка, грач, скворец, кукушка, утки)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Грачи и скворцы».
Игра «Грачи-скворцы»
Ребята, но ведь на праздник с пустыми руками не пойдешь. Что же нам нужно для праздника? Правильно, каша. Ребята, давайте с вами сварим кашу!
Имитационная дидактическая игра «Варим кашу»
Раз, Два, три, Кастрюлька кашу вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу.
Каша варится «ПЫХ-ПЫХ»
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
Ничего мы не забыли?
Всё в кастрюльку положили?
Дети:
Забыли! Масло! Мы не положили!
Ведущий:
Молодцы! Добавляем в кашу масло!
Мы внимательными были,
Ничего не позабыли!
Даже масло положили!
И еще раз друг за другом размешаем кашу кругом!
Молодцы, детишки девчонки и мальчишки,
Показали, как кашу варить!
Ведущий: Первую порцию отдавали земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая.
Вторую - воде, чтобы вода сохранила жизнь на земле.
Третью - небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди.
А четвертую - грачам с благодарностью за то, что они принесли весну!
В этот день с разными хорошими словами, пожеланиями привязывали ленточки к березе. У нас есть ленточки, давайте и мы привяжем ленточки с пожеланиями.
Дети по одному говорят свои пожелания и привязывают к дереву разноцветные ленточки.
- Чтоб здоровыми были.
- Чтобы дружными были.
- Чтоб счастливыми были.
- Чтоб богатыми были.
- Чтоб развивались на ветру и вспоминали нас (все вместе)
Рефлексия.
-Ребята, с каким башкирским праздником мы познакомились?
-С какой птицей связывали приход весны башкиры?
-С какими птицами мы познакомились? (зимующими и перелетными)
-Зимующие-это какие?
-Перелетные-это какие?
_Что вам понравилось сегодня больше всего?