Марина Сапогова
Праздник русского языка «Путешествие в Абвгдейку» для 3–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: педагог-психолог
МДОУ УСОШ №1 им. А. С. Попова
г. Удомли Тверской области
Сапогова М. А.
Цель: закрепление знаний правил русского языка
Образовательные задачи: развить навыки использования правил русского языка в бытовой речи.
Развивающие задачи: развивать внимание, логическое мышление, грамотную речь
Публикация «Праздник русского языка „Путешествие в Абвгдейку“ для 3–4 классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать в детях чувство ответственности, сострадания, а также интерес к русскому языку.
Оформление: на стенде - карта с маршрутам, по которому будут двигаться импровизированный поезд. Места стоянок отмечены красными флажками. Когда задание выполнено на место красного флажка ставится синий. По бокам сцены стоят в ряд стулья, оформленные как вагоны поезда. (две команды - два вагона) После каждого конкурса команда ответившая правильнее и быстрее получает красную фишку. В финале команда набравшая большее количество фишек получает главный приз, проигравшая – поощрительный.
Вед: Дорогие друзья! Вчера мы получили телеграмму от жителей страны АБВГДейки. Они пишут, что самый непослушный ученик создал в их стране беспорядок, перепутал все правила. Я предлагаю отправиться в экспедицию по увлекательному миру русского языка и навести порядок в АБВГДейке. Вы согласны? (Ребята отвечают) Нас ждёт много интересных и забавных открытий. Вам, ребята, необходимо разбиться на две команды. Команде, ответившей правильнее и быстрее соперников, я буду давать красную фишку. У кого их будет больше к концу экспедиции, та команда и выиграла. Подождите, ребята, к нам кто-то стучится (входит ляпсус)
Ляпсус: Здрасьте - здрасьте! Куда это вы собираетесь?
Вед: В экспедицию, правда ребята?
Ляпсус: Ой, как интересно! А зачем?
Вед: Кто-то перепутал все правила в АБВГДейке, мы спешим на помощь!
Ляпсус: В АБВГДейке! Ой!
Вед: что с тобой? Тебе плохо?
Ляпсус: Это я перепутал правила. Я плохо учился…пропускал уроки…не делал домашних заданий… ну так получилось. я не думал, что из-за меня случится такая беда!
Вед: что же делать?
Ляпсус: Я хочу с вами! Я хочу выучить правила русского языка, чтобы самому все свои ошибки исправить. Возьмите меня с собой!
Вед: Ну что ребята! Возьмём с собой ляпсуса? Поможем ему исправить его ошибки?
Вед: Хорошо! Мы возьмём тебя с собой. Только ты внимательно слушай и все запоминай Поехали!
(дети занимают места в вагонах)
Вед: Авот и наша первая остановка. Ребята посмотрите кто нас здесь встречает (к ребятам выходит 2 бегемота)
Бегемот 1: Здравствуйте, я Бегемот.
Бегемот 2: Здравствуйте, а я Гиппопотам!
Вед: странно, ведь вы же совсем одинаковые! Ребята вы что-нибудь понимаете? (дети отвечают что Бегемот и Гиппопотам слова-синонимы т. е слова близкие по значению но разные по написанию)
Вед: Так это станция Синонимов!
Бегемот 1: Да! Мы можем об этом же сказать по-разному. Только после того как на нашей станции Побывал Ляпсус, у нас всё перепуталось.
Ляпсус: Я же не знал, что бывают такие слова!
Вед: Ребята! Давайте наведём здесь порядок, а заодно и объясним Ляпсусу что такое синонимы (ведущий даёт задание и награждает победителей). Выберите синонимы из групп слов:
1. Лаять, свистеть, жужжать, тявкать, скрипеть, гавкать
2. лошадь, кошка, корова, конь
3. маленький, средний, крошечный, большой, миниатюрный, небольшой, крохотный
4. голубой, желтый, красный, алый, зелёный, огненный
Вед: Ляпсус. А хочешь попробовать?
Ляпсус: а вдруг у меня не получится!
Вед: обязательно получится, тебе ребята помогут (вед. Называет слова, Ляпсус ищет синонимы
1. спать, сердиться, дремать, думать, почивать, болеть
2. обида, гнев, радость, боль, веселье
Ляпсус: Ух ты у меня получилось надо же как интересно)
Вед: Молодец! Ляпсус! А нас наверно уже заждались на следующей станции (дети прощаются с бегемотами, слышен гудок
Вед: а это что за станция такая? Картинки какие-то вместо названия (на плакатах летний пейзаж с подписью «холодно» и зимний пейзаж с надписью «жарко»)
Ляпсус это твои рисунки?
Ляпсус: Да-а-а. теперь я понимаю, что здесь что- то не так. Ребята, может, вы мне подскажете в чём здесь дело? (дети отвечают что перепутаны надписи, жарко-холодно антонимы, т. е. слова противоположные по значению).
Вед: Правильно. Мы на станции Антонимов. Хорошо, что вы о них помните, а иначе мы бы не смогли выполнить следующее задание. (на карточках написаны предложения, например сильный как мышь, слабый как медведь) Надо расставить всё по своим местам. Итак начали:
Трусливый как лев
Храбрый как заяц
Маленький как слон
Ленивый как пчела
Трудолюбивый как ленивец
Быстрый как черепаха
Медленный как гепард
Неуклюжий как обезьяна
Ляпсус: теперь я на всегда запомню что такое антонимы. Например, белый снег и чёрный как ночь! Здорово! А я стишки сочинил про антонимы может я их прочитаю?
Вед: Конечно, можно, ребята их с удовольствием послушают. Правда, ребята?
Ляпсус: Но это не просто стихи, а стихи-загадки. Отгадайте какие слова спрятались в этих строчках:
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
Я в бутылке лимонада
А зовут меня (прохлада)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна
Да и в школе я нужна
Называюсь (тишина)
Ляпсус: Какие вы молодцы! Сразу всё отгадали. Куда поедем дальше?
Вед: какие у тебя хорошие и складные загадки получились! А мы подъезжаем к станции Словообразования! Ребята, какие вы знаете способы образования слов (приставочный, суффиксальный, соединение двух слов) Молодцы! Раз вы всё знаете вам легко будет найти потерянные слова с корнем – бег-. Но имейте ввиду, что на выполнение этого задания отводится 1 мин. ( ответы: пробег, бегать, побежал, бегун, пробежка)
Ляпсус: Молодцы как много слов вы знаете. А я знаю длинное предлинное слово, обозначающее химическое вещество. Метилциклогексентилметилбарбитуровая кислота.
Вед: Откуда ты знаешь это слово?
Ляпсус: А у меня дедушка химик. Это он мне рассказал.
Вед: Да ты что? Дед у тебя учёный, а ты уроки прогуливаешь. Как не стыдно?
Ляпсус: (виновато) Ой -как стыдно! Обещаю, больше не буду!
Вед: мы тебе верим. Правда ребята? А кто ещё знает длинные слова? (ответв) молодцы! А теперь скорее в поезд, мы спешим!
Следующая станция Окончаний. Здесь потерялись окончания у существительных, надо их срочно вернуть на место!
Ляпсус: Они не потерялись, это я их отменил! Я не знал, как их правильно поставить, ребята, помогите мне, пожалуйста!
Вед: Поможете Ляпсусу? (на карточках написаны слова с мягким знаком на конце. Необходимо зачеркнуть «ь» там где он лишний). Тогда вот такое задание: найдите среди этих слов существительные, объясните их правописание. (на конце существительных женского рода 3 склонения пишется «ь»).
Ляпсус: Вот это да! Как же трудно определить где здесь существительные. Ребята, без вас я бы ни за что не справился. я эту тему как раз прогулял. Но больше так делать не буду, обещаю!
Вед: Конечно Ляпсус, прогуливать нехорошо, но отдых иногда просто необходим. Предлагаю всем немножко отдохнуть. (на стенде висит плакат, на котором написано стихотворение с пропущенными частицами «не»). Сейчас я вам расскажу стихотворение, но оно не простое. Чтобы его понять нужно вставить частицу НЕ туда где она необходима. Вот вам карточки с частицами НЕ приклейте их туда где они необходимы.
Ляпсус: Какая важная частица эта НЕ. Маленькая, а вредная.
Вед: Но мы увидели что без неё теряется смысл. А пока мы с вами читали стихотворение поезд прибыл на конечную станцию Запятых. (на стенде плакат с предложениями, в которых неправильно стоят запятые и поэтому теряется смысл)
Зачеркните лишнюю запятую и поставьте её там где она нужна.
Ляпсус: А я и не знал что от одной малюсенькой запятой, может всё встать с ног на голову. Теперь всегда буду ставить запятые правильно.
Вед: А мы сей час это проверим! Вот задание специально для тебя, Ляпсус. Поставь правильно запятую «казнить нельзя помиловать»
Ляпсус: какое сложное предложение! Я думаю…Казнить нельзя, помиловать. Правильно?
Вед: Молодец! Ты всё сделал правильно. А наша экспедиция подошла к концу. На карте не осталось больше красных флажков, а это значит что мы проехали весь маршрут, исправили все ошибки и теперь в стране АБВГДейке всё в порядке. Ляпсус тебе понравилась наша экспедиция?
Ляпсус: Очень! Оказывается русский язык такой интересный! И сложный! Спасибо вам ребята, вы очень помогли мне и АБВГДейке! Я теперь никогда не буду прогуливать уроки. А на память я хочу подарить вам волшебные ручки, которые никогда не делают ошибок, если вы конечно знаете правила. До свидания!